Окончание его публичного чтения намечено на 11 декабря. Так что возможно уже в начале следующего года он будет принят.
Как пояснил "РГ" исполнительный директор бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван, Российский союз автостраховщиков в целом поддерживает законопроект и принимает активное участие в его обсуждении. Проект предполагает, что российские автовладельцы смогут приобрести добровольное расширение полиса ОСАГО на территорию Республики Беларусь. Урегулирование по этому расширению будет осуществляться Белорусским бюро по транспортному страхованию по законодательству и лимитам Беларуси. Тарифы, согласно 40 федеральным законом, будет определять РСА и согласовывать ЦБ - как и по любым другим международным системам страхования автогражданской ответственности. За основу планируется взять статистику по внутреннему ОСАГО и приграничному страхованию в Республике.
Ключевая особенность - проверка действительности расширения через запросы в автоматизированную систему обязательного страхования в режиме онлайн и соответственно выдача полиса с расширением в онлайне и в электронном виде.
Зачем такой общий полис нужен? Он, по сути, должен заменить "Зеленую карту". Если человек несколько раз в год выезжает из России в Беларусь или наоборот, ему не нужно будет покупать каждый раз "Зеленую карту". В его полисе, который он оформил, уже будет стоять расширение на союзное государство. Впрочем, если водитель не собирается часто ездить из России в Беларусь или наоборот, то и приобретать ему такое расширение страховки не обязательно.
Как ранее сообщал в интервью "Российской газете" глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, работать это должно следующим образом. Россиянин, заключающий годовой договор ОСАГО, сможет по желанию включить в него, как дополнительную опцию, расширение на Беларусь.
В случае попадания в ДТП весь процесс будет осуществляться так же, как по правилам "Зеленой карты".
Есть вероятность того, что со временем такие совместные полисы появятся у России и с другими странами ЕАЭС. Например, с Казахстаном, Арменией и Азербайджаном.
Центробанк устанавливает правила назначения коэффициентов на краткосрочные полисы ОСАГО от 1 дня до трех месяцев.
Центробанк определился, какие скидки или начисления будут действовать на так называемые краткосрочные полисы ОСАГО. Напомним, что закон, позволяющий покупать такой полис хоть на один день, вступит в силу с 1 марта следующего года. А правила расчета тарифов по нему Центробанк выложил на портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения regulation.gov.ru.
Что же предлагает Центробанк? Все выглядит довольно просто. Каждый страховщик может устанавливать те повышающие или понижающие коэффициенты на краткосрочные полисы, которые соответствуют данным об аварийности того или иного клиента, в том числе взятые из Национальной страховой информационной системы (НСИС). При этом главным условием ставится то, что такой краткосрочный полис - от одного дня до 3 месяцев - не может превышать стоимости годового полноценного полиса.
Российский союз автостраховщиков еще на этапе принятия закона о краткосрочных полисах сомневался в чрезвычайной востребованности этого продукта. Все-таки большинство автовладельцев водят автомобиль постоянно и покупают годовые полисы.
Вместе с тем, если такие полисы понадобятся автовладельцам, то у них появится возможность купить краткосрочный полис. Например, страхователь страхуется постоянно и водит автомобиль без аварий и ему вдруг нужно перегнать чужой автомобиль. При этом, если страховщик хорошо знает своего клиента, то, как считают в РСА, цена на короткий полис может быть незначительной.
Конечно, страховщики будут опасаться и роста покупки коротких полисов для прикрытия уже произошедших ДТП, то есть страхового мошенничества. Для этих целей предусмотрена трехдневная франшиза, но стороны могут договориться и о более раннем сроке начала действия. Поэтому не стоит удивляться, если незнакомому страхователю будет предложена цена на короткий полис лишь немного меньшая, по сравнению со стоимостью годового полиса.
В целом РСА поддерживает этот этап развития ОСАГО, и, в первую очередь, как очередной небольшой шаг на пути либерализации страховых тарифов. Потому что при коротких полисах у страховщиков появляется еще большая свобода в установлении тарифов.
Как сообщил гендиректор АО НСИС Николай Галушин, его организация произведет по запросу страховщиков доработку АИС ОСАГО, чтобы система могла учитывать однодневные договоры обязательного автострахования. Ну, а насколько короткие полисы окажутся популярны, покажет время.