15.11.2023 00:00
Культура

Михаил Швыдкой: За три года, которые разделили восьмой и девятый культурные форумы, мир сильно изменился

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (9203)
Завтра начнет работу Санкт-Петербургский международный культурный форум. И хотя со времени его создания прошло уже двенадцать лет - первый форум состоялся в 2011 году, он будет всего лишь девятым по счету. Эпидемия COVID-19, начавшаяся в феврале прошлого года российская СВО на Украине заставили организаторов искать новые сроки и формы его проведения. И не только формы, но и смыслы.
/ Григорий Сысоев / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Стало ясно, что брать нужно не количеством, но качеством. Если в предшествующие эпидемии годы число участников, съезжающихся на этот форум в Санкт-Петербург, доходило до тридцати тысяч человек, то нынешняя цифра сильно не дотягивает до тысячи. Однако среди них около семидесяти официальных зарубежных делегаций высокого уровня, тридцать четыре из них возглавляются министрами, а одна - киргизская - вице-премьером. Такое представительство сравнимо разве что с Генеральной конференцией ЮНЕСКО.

При том, что большинство участников нынешнего форума представляют страны Глобального Юга, международные региональные организации - СНГ, ШОС, БРИКС, новая повестка этого высокого собрания деятелей и функционеров культуры вызвала интерес их коллег из Франции, Великобритании, Италии и других европейских государств.

За три года, которые разделили восьмой и девятый культурные форумы, мир сильно изменился

Понятно, что любой форум в нынешних обстоятельствах стараются сделать максимально рабочим, праздничные развлечения и фейерверки сегодня в высшей степени неуместны, и это хорошо понимают его организаторы. Поэтому программа форума насыщена профессиональными дискуссиями, которые охватывают весь спектр современных проблем - от сохранения и умножения традиционных ценностей, определяющих национальный суверенитет, место народа в истории, до проблем использования искусственного интеллекта и развития креативных индустрий. Впервые в рамках высокого собрания, посвященного культуре, состоится сессия, где будут обсуждать сотрудничество творческих институтов и крупного бизнеса, ее модератором вызвался стать Игорь Шувалов, председатель Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".

За три года, которые разделили восьмой и девятый форумы, мир кардинально изменился. И концептуально, и материально. Исчезли многие иллюзии, связанные с бескорыстием в международном гуманитарном сотрудничестве, с готовностью стран "золотого миллиарда" сохранять культурные контакты вне зависимости от политической реальности. Это не означает, впрочем, что не появилось немалое количество новых иллюзий. Равно, как и то, что многие мои давние друзья в недружественных государствах в личном качестве стараются сохранить то, что можно сохранить в нынешних условиях. И первой среди равных хочу назвать выдающуюся японскую актрису Комаки Курихару, которая по-прежнему возглавляет оргкомитет Фестиваля российской культуры в Японии, не прерывавший свою деятельность ни в прошлом, ни в нынешнем году.

Культурную программу Петербургского форума откроет концерт на Дворцовой площади

Архитектура нового многополярного мира, инициатором которой выступил президент Российской Федерации В.В. Путин, находится на начальном этапе своего становления. Новая российская активность, связанная с разворотом на Восток и на Юг, требует тщательной проработки, но уже сегодня понятно, что в сфере культуры она должна быть обеспечена значительными финансовыми средствами хотя бы потому, что дорога до Претории куда дороже, чем до Варшавы или Берлина. Надо заново осмыслить музейное сотрудничество, в первую очередь его юридические аспекты, так как необходима полная защита художественных шедевров в условиях западных санкций. Наконец, требуют обсуждения новые проекты в кинематографии и медийной сфере. Создание Евразийской киноакадемии или проведение телевизионного конкурса популярной песни, в котором должны участвовать страны СНГ, ШОС и БРИКС, уже вызвали интерес потенциальных участников, но пока вопросов больше, чем ответов. И Санкт-Петербургский культурный форм - лучшая площадка, чтобы эти ответы получить.

В нынешнем году на всех рекламных носителях появилось еще одно название этого важного международного события - "Форум объединенных культур". Оно заставляет вспомнить лозунг из "Коммунистического манифеста" К. Маркса и Ф. Энгельса - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", но деятели культуры в большинстве своем чистые пролетарии, а необходимость объединения, чтобы защитить культуру и самих себя в нынешнем полном трагических конфликтов мире, вполне очевидна. И нельзя не учитывать того невеселого обстоятельства, что это мир, где человека все больше и больше стремятся подменить алгоритмы. Опыт забастовочного движения американских сценаристов и актеров их собратья в других регионах мира, в том числе и в России, пока не собираются заимствовать, но проблемы, связанные с тем, что цифровые технологии не только помогают развитию культуры, но и создают нешуточные проблемы, требуют серьезного внимания и профессионального обсуждения.

Программу сделали максимально рабочей, развлечения сегодня в высшей степени неуместны

Не сомневаюсь, что найдутся комментаторы, которые станут писать о том, что проведение форума, посвященного проблемам культуры, в нынешнее время по крайней мере неуместно. Но расхожее присловье о пушках и музах давно стало лишь фигурой речи. Музы никогда не молчат, просто тональность их высказываний часто не совпадает с тональностью пушечных залпов. За минувшие пятьдесят веков ученые насчитали 14,5 тысячи больших и малых войн. Историки утверждают, что за пять тысяч лет можно насчитать всего лишь триста лет мирной жизни. Да и то сомневаюсь в их правоте. Ни в коей мере не хочу сказать, что вся великая культура пронизана духом войн. Напротив. Но именно в пору великих потрясений, глобальных исторических перемен, а нынешняя эпоха именно такова, именно через культуру происходит глубинное осмысление происходящего. И без этого осмысления человеческое бытие, историческая память трагически ущербны.

Культурный обмен