16.11.2023 19:02
Власть

Как несет боевую службу вертолет Ми-8 в зоне СВО

Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №261 (9206)
В рамках специальной военной операции на Украине активно и очень результативно работают многофункциональные вертолеты Ми-8 различных модификаций. Они не отмечены яркими боевыми действиями, поэтому всегда в тени грозных Ка-52 и Ми-28Н. Но без этих винтокрылых трудяг воевать было бы очень тяжело.
Этот вертолет всегда готов к штурмовой работе, транспортным перевозкам и спасательным операциям. / Министерство обороны РФ
Читать на сайте RG.RU

Ми-8 - старейший отечественный вертолет, признанный одним из лучших в мире. Эти машины начали эксплуатироваться в СССР почти 60 лет назад - в 1965 году. С тех пор они неоднократно модернизировались и приобрели огромный авторитет во всем мире. В различных модификациях используются более чем в пятидесяти странах. Очень хорошо "восьмерка" проявила себя в Афганистане - и как гражданская машина, и как военная. Показательно, что во времена участия СССР в афганской войне 1980-х годов Ми-8 стал настоящей летающей рабочей лошадкой, его очень любили наши солдаты.

А когда в Афганистан пришли США со своими союзниками уже в новом веке, Ми-8, как показала практика, оказался во многом лучше американских винтокрылов.

Вертолет Ми-8

Стоит повторить, что многофункциональный ветеран постоянно совершенствуется - его модернизационный потенциал поистине безграничен. В конце 1990-х появилась транспортно-штурмовая версия - Ми-8АМТШ. Она оказалась очень удачной. Ее сразу же предложили на экспорт и представили на авиасалоне Фарнборо в Великобритании под названием "Терминатор". Пафосное имя не прижилось, так как по огневой мощи "восьмерка" все-таки уступала и уступает чисто боевым милевским вертолетам - Ми-24 и Ми-28. Зато у Ми-8АМТШ оказалось множество других преимуществ, которые сделали эту версию вертолета очень популярной как среди летчиков, так и бойцов-десантников, которые им пользуются.

Ми-8АМТШ сочетает качества транспортного трудяги, спасательной машины и отлично вооруженного, да еще хорошо защищенного воздушного бойца

Помимо выполнения транспортных работ и боевой службы Ми-8АМТШ используются при проведении спасательных операций, в том числе в условиях идущей военной спецоперации.

Как правило, в зоне СВО в бой идут сразу три винтокрылых машины - боевые Ка-52 и Ми-28Н, которые сопровождает многофункциональная "восьмерка". В случае поражения боевых машин, Ми-8АМТШ сможет и прикрыть огнем с воздуха, и эвакуировать экипажи подбитых вертолетов.

Вертолеты Ка-52 "Аллигатор" впервые провели боевые стрельбы ракетами "Вихрь-1"

Кроме вспомогательных работ этот вертолет используется как десантный и штурмовой.

Опыт современных локальных военных конфликтов показывает, что у вертолета мало времени, порой - всего несколько десятков секунд на высадку десанта. После этого винтокрылая машина сама становится хорошей целью для врага. Для уменьшения времени высадки десанта Ми-8АМТШ получили сдвижные двери, которые открываются с двух бортов, а также автоматическую рампу, заменившую механические створки, которые имелись на прежних модификациях. Главным же отличием стала возможность совершать ночные полеты.

Вертолеты ведут ночную охоту в зоне СВО: добычей становятся танки и системы ПВО

На вертолете появилась специальная, адаптированная к ночной работе кабина. Сразу стоит сказать, что создать ее было делом непростым. В такой кабине экипаж работает в очках ночного видения, которые чувствительны к любой засветке от многочисленных приборов на панели управления. Чтобы летчики ночью одинаково хорошо видели то, что находится по курсу полета за стеклами их кабины и приборы управления, специалистам пришлось провести огромную работу. Хорошо, что у нас такие специалисты оказались, так же как и отечественная совершенно уникальная технология создания приборов ночного видения. Экипаж Ми-8АМТШ видит ночью как днем. Состоит он из трех человек: командира экипажа, летчика-штурмана и бортового техника.

Ми-8АМТШ имеет облегченную металлокерамическую бронезащиту, прикрывающую жизненно важные узлы вертолета.

Боевой вертолет Ми-28Н

В номенклатуру бортового вооружения входят два 7,62-мм пулемета ПКТ в носовой и кормовой установках. В десантном отсеке вертолета имеется 6 шкворневых установок для крепления стрелкового оружия десантников - по три с каждого борта.

На специальных балочных держателях крепятся блоки с неуправляемыми ракетами, 23-мм пушками, различные авиабомбы, а сегодня управляемое и самонаводящееся ракетное вооружение, аналогичное тому, что несут вертолеты Ми-24 и Ми-28.

В десантном отделении могут размещаться до 34 бойцов со снаряжением. Вертолет способен перевозить грузы массой до 4000 кг.

Немаловажно и то, что Ми-8АМТШ, как и Ка-52, имеют лучшую в мире систему защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения "Витебск".

Можно сказать, хотя имя "Терминатор" для этого вертолета не прижилось, сегодня Ми-8АМТШ - реально лучший в мире десантно-штурмовой вертолет, сочетающий качества винтокрылого транспортного трудяги, спасательной машины и отлично вооруженного, да еще хорошо защищенного воздушного бойца.

Полевой транспортер переднего края "Сталкер" разработали в России
Армия Вооружение России Минобороны