Как говорится в исследовании (есть в распоряжении "Российской газеты"), начиная с марта и вплоть до конца июля текущего года в сегменте подержанных автомобилей продолжался ожидаемый "высокий сезон". Ежемесячно через классифайды проходило в среднем 580-600 тыс. сделок. Здесь продолжали активнее оборачиваться деньги тех клиентов, которые раньше покупали новые машины в автосалонах. В августе, несмотря на сезон отпусков, на фоне новостей о предстоящем повышении утилизационного сбора и о новых таможенных препонах со стороны Японии рынок и вовсе взлетал до 650 тыс. сделок. После этого рекорда началось падение рынка. Общий объем вторичного авторитейла в октябре составил 579,2 тыс. машин. Это на 3% меньше, чем в сентябре, и на 11% - по сравнению с рекордным августом.
Неохотнее всего клиенты расставались в октябре с автомобилями марок Lexus и BMW, по которым количество сделок сократилось на 9-10%. В то же время дешевые автомобили Chevrolet и Lada продолжали перепродаваться почти в том же высоком летнем темпе.
Так или иначе, лидеры рынка автомобилей с пробегом остались прежними. Более чем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя первое место в октябре сохранила Lada (143,3 тыс. сделок). Но в модельном разрезе этого бренда произошли изменения. Продавцы Lada Granta стали поднимать на свой товар цены агрессивнее, чем владельцы более возрастных "семерок" и ВАЗ-2114. Кроме того, рынок оказался щедро наполнен "Грантами", недавно вышедшими с завода. Это привело к тому, что в модельном зачете во вторичном сегменте этот автомобиль опустился на третью строчку. Лидером же российского авторитейла в октябре остается ВАЗ-2107 (13 062 сделки, +3% по отношению к сентябрю).
На второй и третьей ступеньках пьедестала популярности среди марок остались Toyota (60 055 сделок, - 4,2%) и Kia (32 625 сделок, - 4,8%). Японских и корейских автомобилей этих брендов по-прежнему очень много на рынке. Именно они, несмотря на прекращение официальных поставок, продолжают входить в Топ-10 популярных и среди новых машин. Поэтому Toyota и Kia наверняка сохранят свои места в рейтинге вторичного рынка не только в текущем, но и в 2024 году.
В целом незыблемом Топ-20 марок в октябре наибольшую отрицательную динамику продемонстрировали подержанные Lexus и BMW - на 9-10% относительно сентября. В свою очередь, объемы продаж иномарок, которые играют в наиболее бюджетных сегментах (Chevrolet и Daewoo), практически не меняются.
Можно добавить, что в отличие от рынка новых автомобилей, где бал давно правят кроссоверы, во вторичном сегменте наиболее востребованы седаны. Просто потому, что затраты на их приобретение и содержание остаются заметно меньше. Среди иномарок здесь лидерство сохраняет Kia Rio (11 597 шт., - 2,6%). Эта модель остается высоколиквидной, сроки ее продажи в большинстве регионов не превышают 8-10 дней.
Почти то же самое можно сказать о двух других моделях этого же сегмента: Ford Focus (11 388 шт., -3,5%) и Hyundai Solaris (10 986 шт., -4,7%). В пятерку лучших по популярности седанов традиционно входят также Toyota Corolla (10 035 шт., -1%) и Volkswagen Polo (8 995 шт., +3,2%). А в десятке седанов в октябре можно обнаружить Toyota Camry (8 089 шт.), Renault Logan (7 332), Volkswagen Passat (4 694 шт.), Mitsubishi Lancer (4 611 шт.) и Daewoo Nexia (4 268 шт.).
В целом по рынку весь текущий год первая двадцатка популярных марок остается неизменной по составу. Ближайший к "верхушке" китайский бренд - это Chery. Он лишь на 27-м месте в общем рейтинге и в октябре (3 775 шт.), и за 10 месяцев 2023 года (34722 шт.), то есть пока его позиция практически не меняется. Больше всего сделок среди "китайцев" происходило в октябре с моделью Chery Tiggo T11 (819 шт.), которая выпускалась с 2005 по 2016 год. Купить их можно в среднем за 600-700 тыс. рублей. Стать клиентом любой новой китайской модели продавцам T11 довольно затруднительно, так как сейчас их ждет трех-четырехкратная доплата. Невелика и относительно стабильна пока и общая доля "китайцев" на рынке с пробегом - всего 2,36% по итогам второго месяца осени.
За российскими и японскими марками по-прежнему сохраняется больше половины рынка - 28% и 26% соответственно. Далее следуют немецкие, корейские и американские марки (14%, 13% и 7% соответственно). Итоги 10 месяцев 2023 года отличаются лишь тем, что российские и японские бренды поменялись долями рынка: накопительным итогом с начала года чаще всего в пробежном авторитейле продавались японские машины.
За 10 месяцев текущего года чаще по сравнению с аналогичным периодом прошлого чаще всего перепродавали машины марок Honda, BMW и Subaru (прирост продаж на 41-42%). Продажи лидера вторичного рынка, Lada, выросли за это время всего на 16%.
"Общий объем продаж во вторичном сегменте за 10 месяцев составил 5,6 млн машин. Это на 26% больше к аналогичному периоду 2022 года, когда годовой объем рынка проваливался ниже шести миллионов "штук". В текущем году авторитейлы ожидают повышение продаж подержанных машин в пределах 15-20%. Нынешнее падение рынка при благоприятных обстоятельствах в экономике может прекратиться уже в ноябре. В свою очередь рост продаж автомобилей с пробегом через официальные салоны будет заметно более весомым. В целом за год, несмотря на наметившееся осенью снижение, в сегменте легковых подержанных автомобилей может состояться, по нашим оценкам, порядка 6,8-6,9 млн сделок", - комментирует руководитель "Открытие Авто" Марина Дембицкая.