Стойбище - это место, где живет одна или несколько семей коренных народов, в Югре это ханты и манси. Они занимаются оленеводством, ловят рыбу и живут вдали от цивилизации - чтобы позвонить, им зачастую необходимо проехать десятки километров до ближайшей деревни. Для них и задуман проект, призванный обеспечить местных жителей полноценным доступом к цифровым услугам не хуже, чем в больших городах.
Даже в глухой тайге
Недавно на одном из цифровых стойбищ побывал начальник Управления президента России по вопросам госслужбы, кадров и противодействия коррупции Максим Травников. Вместе с главой Югры Натальей Комаровой он приехал на родовые угодья Степана Кечимова в Сургутском районе и убедился в возможностях, которые дает IT-стойбище.
Отметим: проект Югры "IT-стойбище" был признан одним из лучших на Всероссийском форуме "Цифровая эволюция". Стартовал он пять лет назад. Тогда широкополосный спутниковый интернет появился в отдаленном стойбище Василия Пяка. А сегодня IT-стойбища позволяют получить доступ в интернет уже 160 территориям коренных народов Севера. Причем Югра - единственный в России регион, в котором IT-стойбища создаются на родовых угодьях коренных народов, где из-за их большой удаленности затруднен доступ к средствам связи.
"Мы использовали все возможности - технологические, финансовые, кадровые, чтобы этот проект жил и работал для людей, которые живут на отдаленных стойбищах", - рассказала в ходе рабочего визита Наталья Комарова.
Чтобы в глухой тайге заработал интернет, нужно довольно дорогостоящее спутниковое оборудование, и тут без вложений, предусмотренных нацпроектом "Цифровая экономика", обойтись сложно. Причем, добираясь до места, специалисты преодолевают огромные расстояния. Так, например, чтобы в свое время попасть на стойбища Василия Хорова и Виктора Лозямова в Ханты-Мансийском районе и установить там оборудование, на дорогу только в одну сторону пришлось потратить два дня. Ехали на машине, плыли на лодке, потом шли пешком по болотам. Встретили по дороге медведя. Зато жители этих стойбищ, как и десятков других в регионе, имеют доступ к Сети, возможность зайти на портал госуслуг, вызвать врача, узнать все о социальных услугах. Дети могут учиться дистанционно.
"Интернет на стойбищах коренные жители получают по двум каналам: через услуги спутниковой связи и с использованием базовых станций сотовой связи, - рассказал заместитель директора департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Юрий Торгашин. - Базовых станций не так много, поэтому мы ставим на стойбище антенно-мачтовое сооружение, которое принимает сигнал от базовых станций на расстоянии до 50 километров, и раздаем на стойбище. Таким образом мы предоставляем людям услуги доступа к интернету, а также сотовой связи".
Школа в один клик
Три года назад с использованием возможностей цифрового проекта в Югре открылась первая "Стойбищная школа-сад". Теперь дети-дошкольники коренных народов, живущие за десятки, а то и сотни километров от поселковых школ, имеют возможность получать образование дистанционно. Причем в этот процесс активно включаются и родители, помогая в освоении материала, использовании цифровые технологии.
"Дети со стойбища, приходя в школу, бывает, не настолько хорошо готовы к учебе, как дети из города или поселка. Поэтому мы и решили организовать программу детсадовской подготовки, чтобы ребята приезжали в школу-интернат уже с тем же уровнем знаний, что и городские", - рассказала губернатор Югры Наталья Комарова Максиму Травникову во время посещения стойбища.
Кроме того, Максим Травников и Наталья Комарова встретились со Светланой Покачевой, коренной жительницей еще одного отдаленного стойбища, которое пока не подключено к интернету.
"Светлана Ивановна - мама шестерых детей, интернет нужен семье для получения госуслуг, образования детей. Договорились, что работы по подключению стойбища Светланы к Сети закончим до конца июля 2024 года", - подчеркнула глава Югры.
Тысячи гигабайт в села
И еще один важный цифровой проект сейчас реализуется в Югре. В 2023 году в округе стартовал второй этап федеральной программы устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0.). Он предусматривает организацию сетей мобильной связи и появление интернета 4G в малых поселках, деревнях и селах с населением от 100 до 500 человек. На этом этапе в 2023 году "Ростелеком" завершил все необходимые работы - было построено более 100 километров оптических линий связи. Базовые станции появились в четырех населенных пунктах - в Анеева и Кимкьясуе Березовского района, поселке Песчаном и деревне Каюкова Сургутского района. Например, в Песчаном вышке связи было присвоено имя югорского поэта и педагога Валентина Замятина. Там прошло торжественное открытие, люди пришли поблагодарить власти и связистов. Для жителей такое событие превращается в локальный праздник с музыкой и выступлениями коллективов. А в Каюкове, кстати, ранее была точка Wi-Fi-доступа и деревенские жители стали лидерами по потреблению интернет-трафика в 2022 году, прокачав 7 000 гигабайт информации. Сейчас в деревню добрались мобильная связь и интернет четвертого поколения. Каюкова входит в тройку самых отдаленных территорий Сургутского района. Всего голосовую связь и мобильный интернет с начала года по проекту УЦН 2.0 в Югре получили больше 100 семей.
В этом году народное голосование по выбору населенных пунктов, где должны появиться интернет и мобильная связь, уже завершилось. Голосование как обычно проходило на портале госуслуг. Минцифры публикует список деревень, станиц, поселков, а люди голосуют. В 2023 году в Югре в опросе приняли участие больше 4 500 человек - в два раза больше, чем годом ранее. В шорт-лист по результатам голосования вошли четыре поселения: Согом Ханты-Мансийского района, Большетархово и Чехломей Нижневартовского района, а также Тайлакова Сургутского района. Сейчас специалистам предстоит проверить эти территории, чтобы узнать, какие средства связи есть там на данный момент, а затем вместе с федеральным и окружным центром принять решение о стройке. Список населенных пунктов, которые будут обеспечены мобильным интернетом и голосовой связью в 2024 году, будет опубликован в декабре. Такая сложная и тяжелая работа, как обеспечение населения труднодоступных территорий интернетом, для связистов обычное дело. Специалисты укладывают кабель в любое время года, даже в мерзлый грунт - помогают специальные машины. Оптику связисты тянут и по болотам, это норма для Югры. Но главное - жители малых поселений получают возможность пользоваться государственными сервисами, удаленно учиться, общаться с друзьями и родственниками, несмотря на многокилометровые расстояния.
Когда чиновник не нужен
По данным АНО "Цифровая экономика", еще три года назад Югра стала первым регионом в стране, где жителям обеспечили возможность получать часть госуслуг без участия чиновников. То есть человеку не нужно собирать кучу бумаг и посещать множество кабинетов, когда необходимо решить какие-то семейные или деловые вопросы. Это можно сделать, не выходя из дома, всего в пару кликов. С того времени регион еще дальше продвинулся в развитии цифровых технологий при предоставлении госуслуг. Сегодня в формате "без чиновника" в автономном округе доступны уже двенадцать услуг, одиннадцать - в сфере социальной защиты и одна - в природопользовании.
"Цифра сегодня оказывает колоссальное влияние на качество жизни людей, - отмечает глава Югры Наталья Комарова. - С помощью электронных технологий мы можем избавиться от барьеров в диалоге власти и граждан".
Как рассказала глава региона в ходе одной из онлайн-встреч с югорчанами, сегодня 205 самых востребованных услуг доступны северянам в электронной форме на Едином портале. За ними жители региона только в этом году обратились 9,5 миллиона раз. 83 услуги из числа электронных имеют статус массовых социально значимых.
Как отмечают эксперты, Югра сегодня - лидер по внедрению цифровых технологий в России. И называют принятое в свое время региональными властями решение оказывать государственные услуги без участия чиновников уникальным. Технология получила высокую оценку при отборе идей для форума "Сильные идеи для нового времени" под эгидой АСИ и попала в топ-100. Электронный способ получения услуг стал особенно популярен в пандемию, поскольку не требует сбора документов и личного визита в ведомство. С тех пор цифра в Югре только укрепила свое влияние. Все больше возможностей благодаря электронным технологиям получают люди. И за этим стоит огромная работа окружных профильных департаментов.
"Наша задача - предоставить югорчанам возможность получать все необходимые государственные, муниципальные услуги в цифровом виде, в формате 24 на 7, здесь и сейчас, в один клик", - подчеркивает Наталья Комарова.
Услуги, предоставляемые в цифровом формате, сегодня охватывают практически все сферы жизни. И, как шутят югорчане, если так пойдет и дальше, чиновники, глядишь, и вовсе будут не нужны.
Так, во время онлайн-встречи мама первоклассника Юлия Лыкова из Нижневартовска поделилась своим опытом: "В этом году нам нужно было подать документы на поступление ребенка в первый класс. Узнали, что есть три способа: лично в школу, через Почту России и через портал госуслуг. Почту не рассматривали сразу. Попробовали прийти в школу лично и сразу попали в самый конец списка. Но, когда я подала документы через госуслуги, буквально через несколько минут получила уведомление, что заявление зарегистрировано. Чуть позже нам позвонили и пригласили в лицей, в который мы и хотели поступить. Именно благодаря порталу был зачислен мой ребенок. Все прошло очень быстро и, главное, успешно".
Если не умеют - научим
"Очень важно, что при внедрении цифровых услуг в Югре думают и о тех, кому бывает затруднительно в силу возраста пользоваться электронными сервисами, - отмечает социолог Дмитрий Волынский. - Для пожилых людей и тех, кому сложно освоить новые технологии, проводят обучение. В результате любой получает возможность свободно пользоваться цифровыми услугами и сервисами".
Так, югорчане могут пройти обучение по программам "Ресурсы и сервисы цифровой экономики", "Основы цифровой грамотности" и "Основы безопасной работы в сети Интернет".
При этом в МФЦ Югры организованы специальные секторы пользовательского сопровождения. С помощью консультантов можно научиться правильно оформлять онлайн-заявления, узнать о работе сервисов и запрашиваемых документах.
Кроме того, МФЦ Югры вместе с департаментом ИТ запустили чат-бот в Telegram. С его помощью можно управлять записью, получить консультацию о режиме работы и адресе офисов, порядке предоставления услуг и статусе дела. Также по единому номеру 122 на интересующие вопросы ответит голосовой помощник "Вика".
К слову, на портале госуслуг все больше возможностей для пожилых людей. Так, например, можно подать заявление "Компенсация проезда на отдых пенсионерам Крайнего Севера". Для этого нужно зайти в личный кабинет и выбрать раздел "Пособия. Пенсия. Льготы". Обращение рассмотрят в течение десяти рабочих дней.