19.11.2023 19:01
Технологии

Роскомнадзор потребовал маркировать рекламу в запрещенных соцсетях

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (9207)
Роскомнадзор подготовил официальное письмо с разъяснением позиции ведомства относительно маркировки рекламы в заблокированных соцсетях. По мнению ведомства, реклама в таких сетях, как Instagram* и Facebook* (принадлежат Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной), должна быть промаркирована, а информация о ней должна передаваться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Письмо подготовлено начальником управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора Александром Заверячевым в ответ на запрос главы Ассоциации блогеров и агентств Тани Ивановой. "РГ" ознакомилась с копией письма, Иванова подтвердила его подлинность.

В обращении, на которое ответил Заверячев, Иванова просила Роскомнадзор разъяснить, подлежит ли реклама в заблокированных соцсетях маркировке и нужно ли передавать по ней отчетность в Единый реестр интернет-рекламы.

Наложенные меры судебной защиты не ограничивают действия юридических и физических лиц по использованию заблокированных социальных сетей

"Полагаем, что размещение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, на иностранных информационных ресурсах не освобождает от исполнения обязанностей, предусмотренных российским законодательством", - говорится в письме.

В Роскомнадзоре напоминают, что наложенные меры судебной защиты не ограничивают действия по использованию социальных сетей, владельцем которых является Meta Platforms Inc*., физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности. Таким образом, в Роскомнадзоре уверены, что маркировать рекламу в Instagram* и Facebook* необходимо.

Минцифры предложило изменить правила выдачи субсидий на разработку и внедрение IT-решений

"В связи с изложенным считаем, что установленные статьей 18.1 Закона о рекламе обязанности подлежат исполнению лицами, распространяющими рекламу, в том числе в социальной сети Instagram*", - говорится в письме Роскомнадзора.

Ранее ведомство публично еще не озвучивало свою позицию по этому вопросу. В рамках круглого стола, проведенного в октябре РОЦИТ при участии представителей блогерского сообщества, представители отрасли сообщали, что в неофициальных разговорах Роскомнадзор заявлял о необходимости маркировки, однако официальных документов по этому поводу предоставлено не было. Как тогда отмечали представители отрасли, отсутствие официальных разъяснений на этот счет лишает участников рынка возможности аргументированно отстаивать свои интересы в суде.

"Росбанк, Альфа-банк, Тинькофф Банк, банк Открытие, "Деливери Клаб", Skillfactory, Сбербанк, "Мегамаркет", "Уралсиб", "Ростелеком", "Дом.РФ" - их рекламные баннеры и ролики я своими глазами видел в запрещенной сети Instagram* и вражеском YouTube. Эта информация подтверждается аналитическими отчетами из ЕРИР, предоставленными коллегами из Роскомнадзора", - утверждает замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в своем Telegram-канале. По его словам, гораздо правильнее было бы поддерживать блогеров, присутствующих на российских площадках, "а не мотивировать тех, кто сам плюет на блокировки и заставляет свою аудиторию делать то же самое".

В Госдуме хотят запретить российским юрлицам размещать рекламу на цифровых платформах из недружественных стран

"В обсуждениях с коллегами часто звучит предложение запретить российским юрлицам размещать рекламу на цифровых платформах из недружественных стран: или в рамках "закона о приземлении", или какой-то отдельной законодательной инициативой. Думаю, настала пора серьезно обсудить этот вопрос - уже не в кулуарах, а в ходе широкой общественной дискуссии", - заявил депутат.

Закон о маркировке интернет-рекламы вступил в силу 1 сентября 2022 года. Согласно ему на каждый рекламный материал необходимо ставить соответствующую пометку, указывать сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных. А с 1 сентября 2023 года начала действовать и норма о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Распространение в интернете рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению влечет для физлиц штраф в размере до 100 тыс. руб., для должностных лиц и ИП - до 200 тыс. руб., для юрлиц - до 500 тыс. руб.

* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.

Между тем

Роскомнадзор сможет блокировать сайты с информацией о методах доступа к запрещенным в России интернет-ресурсам.

Полномочия Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций предоставил премьер-министр Михаил Мишустин. Постановление правительства уточняет правила ведения единого реестра запрещенной информации. Новый пункт касается "информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации".

С предложением наделить Роскомнадзор такими полномочиями в начале сентября выступило минцифры. Позднее Роскомнадзор разработал критерии оценки для ограничения доступа к сайтам. В их числе - наличие там информации, которая побуждает, убеждает в привлекательности использования способов доступа к закрытым в России ресурсам и обосновывает их преимущества.

При этом критерии не будут применяться "в отношении научной, научно-технической и статистической информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ".

Сервисы .tech Роскомнадзор