Роскомнадзор потребовал маркировать рекламу в запрещенных соцсетях
Письмо подготовлено начальником управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора Александром Заверячевым в ответ на запрос главы Ассоциации блогеров и агентств Тани Ивановой. "РГ" ознакомилась с копией письма, Иванова подтвердила его подлинность.
В обращении, на которое ответил Заверячев, Иванова просила Роскомнадзор разъяснить, подлежит ли реклама в заблокированных соцсетях маркировке и нужно ли передавать по ней отчетность в Единый реестр интернет-рекламы.
"Полагаем, что размещение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, на иностранных информационных ресурсах не освобождает от исполнения обязанностей, предусмотренных российским законодательством", - говорится в письме.
В Роскомнадзоре напоминают, что наложенные меры судебной защиты не ограничивают действия по использованию социальных сетей, владельцем которых является Meta Platforms Inc*., физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности. Таким образом, в Роскомнадзоре уверены, что маркировать рекламу в Instagram* и Facebook* необходимо.
"В связи с изложенным считаем, что установленные статьей 18.1 Закона о рекламе обязанности подлежат исполнению лицами, распространяющими рекламу, в том числе в социальной сети Instagram*", - говорится в письме Роскомнадзора.
Ранее ведомство публично еще не озвучивало свою позицию по этому вопросу. В рамках круглого стола, проведенного в октябре РОЦИТ при участии представителей блогерского сообщества, представители отрасли сообщали, что в неофициальных разговорах Роскомнадзор заявлял о необходимости маркировки, однако официальных документов по этому поводу предоставлено не было. Как тогда отмечали представители отрасли, отсутствие официальных разъяснений на этот счет лишает участников рынка возможности аргументированно отстаивать свои интересы в суде.
"Росбанк, Альфа-банк, Тинькофф Банк, банк Открытие, "Деливери Клаб", Skillfactory, Сбербанк, "Мегамаркет", "Уралсиб", "Ростелеком", "Дом.РФ" - их рекламные баннеры и ролики я своими глазами видел в запрещенной сети Instagram* и вражеском YouTube. Эта информация подтверждается аналитическими отчетами из ЕРИР, предоставленными коллегами из Роскомнадзора", - утверждает замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в своем Telegram-канале. По его словам, гораздо правильнее было бы поддерживать блогеров, присутствующих на российских площадках, "а не мотивировать тех, кто сам плюет на блокировки и заставляет свою аудиторию делать то же самое".
"В обсуждениях с коллегами часто звучит предложение запретить российским юрлицам размещать рекламу на цифровых платформах из недружественных стран: или в рамках "закона о приземлении", или какой-то отдельной законодательной инициативой. Думаю, настала пора серьезно обсудить этот вопрос - уже не в кулуарах, а в ходе широкой общественной дискуссии", - заявил депутат.
Закон о маркировке интернет-рекламы вступил в силу 1 сентября 2022 года. Согласно ему на каждый рекламный материал необходимо ставить соответствующую пометку, указывать сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных. А с 1 сентября 2023 года начала действовать и норма о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Распространение в интернете рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению влечет для физлиц штраф в размере до 100 тыс. руб., для должностных лиц и ИП - до 200 тыс. руб., для юрлиц - до 500 тыс. руб.
* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.
Роскомнадзор сможет блокировать сайты с информацией о методах доступа к запрещенным в России интернет-ресурсам.
Полномочия Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций предоставил премьер-министр Михаил Мишустин. Постановление правительства уточняет правила ведения единого реестра запрещенной информации. Новый пункт касается "информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации".
С предложением наделить Роскомнадзор такими полномочиями в начале сентября выступило минцифры. Позднее Роскомнадзор разработал критерии оценки для ограничения доступа к сайтам. В их числе - наличие там информации, которая побуждает, убеждает в привлекательности использования способов доступа к закрытым в России ресурсам и обосновывает их преимущества.
При этом критерии не будут применяться "в отношении научной, научно-технической и статистической информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ".