Дело в том, что в отличии от дизельного топлива (ДТ), доля бензина уходящего на экспорт от общих объемов его производства в России всегда была незначительная - от 10 до 14 процентов (4-6 миллионов тонн в год). За девять месяцев этого года за границу ушло 4,9 миллиона тонн. С 21 сентября экспорт был запрещен. За оставшиеся полтора месяца до конца года объем поставок за границу в самом лучшем случае вырастет до шести миллионов тонн.
В прошлом году, по данным Росстата, было произведено 42,3 миллиона тонн бензина. В этом году больше. Но даже с учетом прошлогодних показателей максимальная доля экспорта составит около 14 процентов. Для сравнения, ДТ в России в 2022 году производилось более 84 миллионов тонн, из которых на экспорт отправилось более 50 процентов. То есть ДТ было экспортным товаром, а бензин в основном предназначался для внутреннего рынка. Поэтому основополагающим фактором для цен на бензин в России был внутренний спрос. А пик его приходится на сезон отпусков - с начала лета до середины октября. Сейчас спрос упал и некоторое его оживление возможно лишь в период новогодних каникул.
Как сказано в сообщении правительства, за два месяца действия запрета экспорта бензина при сохранении высоких объёмов переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) обеспечено насыщение внутреннего рынка. Создан профицит предложения топлива, в том числе на бирже. В результате, с начала запрета экспорта биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились. Запасы составляют около двух миллионов тонн.
В итоге, для роста котировок бензина на бирже нет достаточного спроса. Незначительное повышение цен возможно на новостях о запрете и начале поставок за границу. Но цены на бирже уже опустились до уровня весны 2023 года и стимулов для серьезного роста у них не будет, минимум до Нового года.
Цены на АЗС находятся под пристальным вниманием Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Они немного снизились, но пока подорожание в рознице опережает инфляцию. По Росстату, с конца декабря 2022 года стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 7 процентов, марки АИ-95 - на 7,2 процента, а марки АИ-98 и выше - на 10,5 процента. Инфляция - 6,1 процента. Это опережение уже излишний раздражитель для власти.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, правительство РФ внимательно следит за изменением внутренних цен на топливо и старается сдерживать темпы их роста в рамках среднегодовой инфляции в стране. Поэтому рост внутренних розничных цен будет сдерживать ФАС.
При этом можно предположить, что средняя инфляция по стране догонит цены на АЗС, а не произойдет их существенное снижение до уровня инфляции. Темпы, с которыми бензины дешевеют в рознице, падают, а времени до конца года осталось не так много. Дорожало же топливо на АЗС с мая по октябрь, то есть пять месяцев подряд.
Эксперты связывали рост биржевых и розничных цен на бензин и дизельное топливо в России с запланированным заранее снижением выплат нефтяникам по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами на бензин и ДТ за их поставки на внутренний рынок по низким ценам). В сентябре для расчета демпфера стал применяться коэффициент 0,5 (ранее - 1), то есть выплаты были снижены вдвое. С 1 октября топливный демпфер вернули к старой формуле (с коэффициентом - 1).
В августе и сентябре котировки на бирже и цены на АЗС заметно выросли, и правительство с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизтопливо. Но снижаться биржевые котировки стали только после возвращения демпфера к прежним параметрам.
Решение об этом было принято правительством 5 октября. Тогда же был частично снят запрет на экспорт ДТ из-за опасности затоваривания нефтехранилищ. Поставки за границу были разрешены для производителей, которые транспортируют ДТ к морским портам с помощью трубопроводов и поставляют на внутренний рынок не менее 50 процентов от выпускаемого топлива. Также правительство объявило о повышении нормативов продаж на бирже - для бензина (с 13% до 15%) и ДТ (с 9,5% до 12,5%). Кроме того, было принято решение ввести заградительную пошлину (50 тысяч рублей за тонну) на экспорт топливо для трейдеров, которые закупают его для поставок за рубеж.