Рынок пошел в рост
Согласно аналитической справке Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга (ОААК), на 15 октября 2023 года в России насчитывалось более 20 тысяч автодомов и караван-прицепов, то есть жилых прицепов, или прицепов-дач, со спальными местами и другими удобствами, прикрепляемых к легковому автомобилю (для сравнения: в Европе таких средств передвижения - почти 5,5 миллиона). Производителей такой техники в стране сегодня более 70, а компаний по ее прокату - свыше 90. При этом средняя стоимость автодома - 2,5 миллиона рублей, а прицепа - больше 500 тысяч.
- В России более 100 организаций, которые производят автодома, прицепы и переоборудуют автомобили для автотуристических целей. Из них 20 организаций специализируются именно на прицепах, - привел цифры президент ОААК, замруководителя рабочей группы по развитию автомобильного туризма и придорожного сервиса комиссии Госсовета РФ по направлению "Туризм, физическая культура и спорт" Сергей Лобарев. - В среднем в год производят и переоборудуют около 300 автодомов и прицепов. Очевидно, что спрос наших автотуристов на данный вид транспорта не удовлетворяется.
Между тем, рассказали в ассоциации, исследование показало, что, если бы стоимость автодома была более доступной, его пожелали бы приобрести 77 процентов российских автопутешественников. В основном это молодые люди 25-34 лет и семьи, состоящие из четырех и более человек. Согласных арендовать автодом по доступной цене тоже немало - 71 процент. Прицеп-дачу на таких же условиях хотели бы купить 61 процент россиян, когда-либо путешествовавших на автомобиле, а 55 процентов оказались готовы его арендовать. Но даже и при существующих расценках спрос на дома на колесах очень заметно вырос.
- По моим наблюдениям, этот рынок сейчас растет более чем на 100 процентов в год. То есть это очень сильный рост рынка, - рассказал на круглом столе в Московской ТПП представитель одной из компаний по производству автодомов Артем Жаворонков. - И это началось не с закрытием границ, а еще с ковидной эпохи, когда люди стали задумываться об индивидуальных путешествиях и ограничении своих контактов. Я могу судить по количеству обращений к нам. Когда мы только начинали заниматься автодомами, заказов были единицы, а сейчас обрывается телефон. К примеру, сегодня мы берем заказы уже на сентябрь следующего года.
Цену снизит субсидия
Ассортимент автодомов, предлагаемых российскими производителями, достаточно велик. Это и съемные жилые модули на пикапы или платформы легких грузовиков, которые без труда можно снять с автомобиля, поставить на территории кемпинга и ездить налегке; жилые прицепы разных видов; компактные дома из минивэнов; из цельнометаллических фургонов; так называемые интегрированные автодома - часто на основе автобусов; прицепы по индивидуальным заказам, в том числе для маломобильных групп населения, и другие. Правда, уникальные инженерные решения нередко оборачиваются для клиентов проблемами с ГИБДД, что не способствует развитию подобных производств. Так, по словам известного автопутешественника, члена правления ОААК Сергея Лысенко, человек, потративший на покупку прицепа миллион рублей, может столкнуться с отказом поставить этот прицеп на учет "только потому, что нет информации об установке в прицепе холодильника".
В ассоциации рассказали, что трудности с получением свидетельства безопасности конструкции транспортного средства испытывают примерно 25 процентов производителей автодомов и прицепов, и прежде всего - некрупных производителей. То есть эта сфера деятельности требует определенной стандартизации.
- ГИБДД не хочет узаконивать многие решения, реализованные по запросам клиентов, - подтверждает член правления ОААК Денис Манько. - Из-за этого падает спрос. Каждые три года приходится обновлять сертификацию ОТТС (одобрение типа транспортного средства. - Прим. ред.). Это дорогостоящая процедура. Длительные сроки, бюрократические и законодательные препятствия, высокие цены - все это мешает предпринимателям развиваться на рынке.
Впрочем, высокие цены на конечный продукт - проблема, как говорилось выше, еще более значительная. Сергей Лобарев назвал эту ценовую политику жесткой и вызывающей беспокойство.
- Чтобы запустить в России массовое производство автодомов и прицепов, бизнесу нужны субсидии на развитие производства, гранты на проектирование, пониженная ставка по кредитам, льготные займы, лизинг, компенсация расходов на сертификацию продукции, субсидирование расходов на энергоносители, снижение ставки аренды земельных участков, компенсация затрат на участие в профильных выставках, - считает президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга. - Ассоциация намерена рассмотреть вопрос о встрече с представителями Минэкономразвития, Минпромторга и Госсовета, чтобы найти возможность предоставить льготы, субсидии, гранты производителям автодомов и прицепов.
Со своей стороны руководитель АНО "ВНИИС Продмаш" Андрей Серемягин видит первопричину многих проблем в том, что пока в России законодательно не существует даже такого понятия - "туристический транспорт". А чтобы оно появилось, нужно разработать соответствующие ГОСТы.
- Если появится ГОСТ, соответственно, появится производитель туристического транспорта, и он сможет уже попадать на законодательном уровне в долговременные программы, - пояснил глава НИИ сертификации продукции машиностроения. - Тогда появится возможность поддерживать и потребителя этой продукции, предоставляя ему какие-то преференции, например при проезде по платным дорогам, на парковках и так далее.
Все дело в кемпинге
По мнению экспертов, несмотря на растущий спрос на автодома, население в целом очень плохо знает о том, что такой транспорт делается в России и где его можно приобрести. Производители продвигают свою продукцию в основном на интернет-сервисах для размещения объявлений, на собственных сайтах, благодаря сарафанному радио. А те, кто знает об автодомах, нередко опасаются отправляться на них в далекие путешествия.
- Люди боятся криминала, дальней дороги, боятся, что сломается машина и они не смогут ее отремонтировать, боятся спать в неорганизованных местах, - перечисляет страхи Сергей Лысенко, проехавший за рулем своего автомобиля 52 страны и всю Россию.
По его словам, формирование инфраструктуры для караванинга в России находится "в начальной стадии" даже в самых продвинутых в этом отношении регионах. Информация о наиболее достойных кемпингах размещена на специализированном сайте для караванеров (https://rvland.ru). К примеру, в ЦФО лидер по числу хороших стоянок для автотуристов - Тверская область: названный ресурс рассказывает о 14 местных кемпингах. В Ярославской области их девять, в Тульской - восемь, в Калужской, Владимирской, Смоленской - по четыре, в Воронежской - три, в Ивановской и Рязанской - по два, в Липецкой - один. Информации о кемпингах в других регионах Центральной России нет.
Кстати
Всего в России, по данным ОААК, насчитывается более 200 кемпингов, но только пять процентов из них соответствуют уровню качества три - четыре звезды. Поэтому Ассоциация автомототуризма предложила классифицировать кемпинги по типу гостиниц и создала проект соответствующего дорожного знака. Сергей Лобарев полагает, что существующий в ПДД дорожный знак сервиса 7.10 "Кемпинг" не отвечает современным потребностям и не информирует путешественников об "ассортименте" кемпинга, уровне его сервиса и экологической безопасности. Благодаря новому знаку автотуристы будут четко понимать, на какой набор услуг они смогут рассчитывать на той или иной стоянке.