Без яиц и курятины почти невозможно представить себе привычное меню уральцев. В регионе традиционно, еще с советских времен, развито птицеводство, а за последнее десятилетие серьезную конкуренцию свердловским птицефабрикам составили челябинские, где эта отрасль вообще развивалась рекордными темпами, да и тюменские тоже. То есть дефицита продукции в УрФО точно нет. Но осенью цены на нее так "оперились" и взлетели, что покупатели надолго "зависают" перед прилавком.
- Десяток яиц дешевле 95 рублей уже трудно найти, - сетует екатеринбурженка Наталья. - Я привыкла к одному и тому же сорту определенной птицефабрики, но приходится менять предпочтения. Завозным яйцам раньше вообще не доверяла, а сейчас смотрю, где цена ниже, те и беру. Каждый раз это настоящий квест. Правда, надо быть внимательнее: порой цена чуть ниже, а в упаковке только шесть штук.
Так почему же "вылупились" цены? По мнению экспертов, на это есть как объективные, так и субъективные причины.
- Ценообразование - процесс сложный и во многом субъективный. Конечно, каждый производитель хотел бы получить маржу. Однако не все так однозначно, - говорит руководитель центра развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Валентина Неганова. - Во-первых, изменились условия, стало меньше поставщиков. Обычно, когда с рынка уходят зарубежные игроки, наши поднимаются. Но какова объективная ситуация? Выросли накладные расходы: раньше цыплят возили из Европы, сейчас логистика изменилась, что сказалось на цене. Отечественных мощностей не хватает, надо развивать производство, но на это нужно время.
По той же причине подорожали корма, ветеринарные препараты. Как отмечает Неганова, птицеводы ушли от зарубежных кормов, но российских не хватает. Кроме того, производители испытывают острый дефицит специалистов, техники. Имеющееся оборудование, например ниппельные поилки, газогенераторы, требует ремонта, значит, нужны запчасти. Сказывается и кадровый голод - в отрасли всегда была высока текучка. Привычные раньше меры стимулирования труда сейчас применяются далеко не везде. Зарплаты в отрасли тоже не самые высокие, чтобы удержать людей, приходится их поднимать, а это тоже рост расходов и, соответственно, конечной цены.
По мнению эксперта, снижение конкуренции в этой сфере уже привело к развитию так называемой олигополии. В отличие от монополии, здесь речь идет не об одном, а о нескольких крупных игроках. Как отмечают экономисты, в олигополии очень высокий порог входа на рынок, а компании очень зависимы друг от друга в ценообразовании. Понятно, что бизнес всегда хочет заработать больше. Но всему есть предел.
- Надо понимать, что птицефабрики просто не могут сильно повышать цену своей продукции - в роли серьезного ограничителя выступает кошелек потребителя. Во многих крупных магазинах исчезли очереди в мясной отдел - цены на свинину, говядину, индейку тоже ощутимо выросли. Поэтому люди берут понемногу и зачастую то, что дешевле, например, не филе птицы, а крылышки. Или реже покупают яйца. Но ведь несушкам нельзя запретить нестись, - говорит Неганова.
Местные производители ищут новые рынки для сбыта своей продукции - заходят в Тюмень, Пермь, осваивают и зарубежные направления, например Китай.
Между тем о внутреннем рынке забывать нельзя, считает доктор экономических наук. Выходом могло бы стать законодательно закрепленное положение о том, что на внешние рынки производители могут выходить только после удовлетворения внутреннего спроса.
Сами птицеводы считают увеличение цен на продукцию неизбежным. И справедливо замечают, что дорожают не только яйца.
- Яйцо - уникальный, самый полезный и доступный продукт: такого комплекса аминокислот, витаминов, минералов, белка нет ни в каком другом. Птицефабрики во многом обеспечивают продовольственную безопасность региона. Инфляция ни для кого не секрет. Мы не можем допустить, чтобы страдало качество, - говорит помощник гендиректора птицефабрики "Свердловская" Людмила Захарова.
По ее словам, цены на яйца всегда были подвержены сезонным колебаниям. Летом они падают, осенью и зимой поднимаются. Но, конечно, есть и другие факторы. Если в предыдущие годы число поставщиков только увеличивалось, сегодня идет обратный процесс. Во многих регионах распространяется птичий грипп - по этой причине на птицефабрике в Тюменской области сравнительно недавно пришлось забить все поголовье. А чем меньше предложение - тем выше цена.
Однако цены на свердловские яйца соответствуют требованиям рынка, уверена эксперт. А доля экспорта, по ее словам, не так велика, чтобы повлиять на объемы и цену отечественных поставок. Например, другая птицефабрика отправляет в Китай только куриные лапы - в нашей стране спроса на них почти нет. Свердловская область обеспечена мясом кур и яйцами с избытком и может быть совершенно спокойна на этот счет, подытожила Захарова. Что до покупателей, то их, вероятно, может успокоить только широкий ассортимент и стабильные цены.
Между тем
На недавнем совещании с участниками рынка глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев отметил, что экономика производства мяса птицы и яиц с учетом господдержки позволяет обеспечивать более приемлемый уровень цен. Министр отметил, что, если ситуация не изменится, возможно госрегулирование цен. Ведь мясо птицы и яйца находятся в категории социально значимых товаров.