Официально декларируемой причиной перехода с Manifest V2 на Manifest V3 стала оптимизация и безопасность устаревшего API. Manifest V2 позволяет разрабатывать расширения, потребляющие слишком много ресурсов процессора и слишком большой объем оперативной памяти. Он также недостаточно эффективно работает с мобильными платформами.
По данным платформы ChromeStats, сегодня на Manifest V2 работают 128 тыс. расширений и всего 34 тыс. поддерживают Manifest V3.
Однако многие эксперты считают, что Google не до конца раскрывает мотивы отключения Manifest V2. Дело в том, что на API Manifest V2 работают почти все блокировщики рекламы, в том числе такие популярные как AdBlock, AdGuard, а также расширения, обеспечивающие приватность и блокирующие трекеры сайтов.
Трекер, установленный на сайт, собирает информацию о том, кто его посетил, с какого устройства и помогает владельцу сайта разобраться в онлайн-трафике. Но есть и другие трекеры, которые могут принадлежать компаниям, чья главная цель - составление профиля пользователя: сколько ему лет, где он живет, что читает, чем интересуется и пр. Эту информацию можно собрать, обработать, а затем использовать или продать.
Международная некоммерческая группа по защите цифровых прав, Electronic Frontier Foundation (EFF) утверждает, что переход Manifest V3 является примером внутреннего конфликта интересов, который возник из-за того, что Google контролирует как доминирующий веб-браузер, так и одну из крупнейших сетей интернет-рекламы. По их мнению, Manifest V3 прямо вредит усилиям по обеспечению конфиденциальности, так как ограничивает возможности браузерных расширений, особенно тех, которые предназначены для мониторинга и взаимодействия браузера с посещаемыми пользователем веб-сайтами. Согласно новым спецификациям, подобные расширения (например, некоторые блокировщики трекеров, защищающие конфиденциальность) будут иметь ограниченные возможности. В EFF считают, что попытки Google ввести такие ограничения вызывают беспокойство, особенно если учесть, что Google установил свои трекеры на 75% миллиона крупнейших мировых веб-сайтов.
"Веб-браузер должен действовать от имени пользователя и уважать его интересы. К сожалению, Chrome теперь имеет репутацию агента Google, а не программы контролируемой пользователем. Последние изменения Google нарушат расширения конфиденциальности Chrome, несмотря на академические исследования, показывающие, что никаких изменений не требуется", - считает доцент кафедры компьютерных наук и связей с общественностью в Принстонском университете Джонатан Майер
Косвенным подтверждением, коммерческих интересов, которые стоят за этим решением стало то, что Google не отрицает, что она предпринимает усилия по препятствованию использованию блокировщиков рекламы. Ранее в этом году YouTube начал прерывать видео для тех, кто использует блокировщики рекламы, всплывающим окном, предлагающим либо отключить нежелательное расширение или фильтр, либо заплатить за YouTube Premium. А недавно появились сообщения о задержках воспроизведения видео при использовании браузеров, использующих блокировщики рекламы. Так пользователи браузера Firefox рассказали о задержке примерно в пять секунд перед началом воспроизведения видео на YouTube.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников отмечает, что владельцы сайтов уже многие годы жалуются, что из-за блокировщиков рекламы недополучают доходы. "Так еще в 2016 году владельцы сайтов недополучили из-за блокировки рекламы около $40 млрд. А согласно исследованиям AdRiver, количество рекламных показов из-за блокировщиков уменьшается на 5-20%", - рассказал директор РАЭК.
При этом, для многих интернет-проектов, СМИ и блогеров интернет-реклама является единственным средством монетизации.
"Конечно есть риск, что часть пользователей, которым важно отсутствие рекламы, перейдут из Chrome в другие браузеры, - говорит Гребенников и продолжает, - Но это не означает, что блокировщики не адаптируются к API Manifest V3, хотя они признают наличие технических ограничений. Например, уже есть uBlock Origin Lite, который совместим с Manifest V3. И вероятно, другие блокировщики тоже найдут новые возможности и не отдадут этот рынок просто так, так как они неплохо на этом зарабатывают".