Само понятие "современная музыка" в программах "Конкордии" трактуется весьма широко. Это далеко не только произведения сегодняшнего и вчерашнего дня: отсчет начинается с середины XX века или даже раньше. Условно говоря, Шостакович и Прокофьев - тоже целевые авторы "Конкордии". Благодаря такой концепции худрук и главный дирижер ГАСО Татарстана Александр Сладковский приучает слушателей к современной музыке аккуратно, постепенно, а потому на "Конкордии" всегда аншлаги - собирается самая широкая публика. И еще важно, что этот фестиваль - не просто панорама музыки ХХ-ХХI веков, но и парад ярких солистов и дирижеров разных поколений, направлений и школ, включая зарубежных. В этом году, к примеру, участвуют музыканты из Китая, США, Испании, Италии, Армении и, конечно, России.
Яркой иллюстрацией всему сказанному стала программа 22 ноября, которую обрамляла музыка Шостаковича: в качестве своеобразной увертюры прозвучало Адажио из балета "Светлый ручей" (1935), а в финале мы услышали Девятую симфонию (1945). Оба произведения сегодня воспринимаются как знакомая и любимая классика, они доступны, легки и приятны, радуют слух даже самых неискушенных слушателей. Позитивным опусам Дмитрия Дмитриевича резким контрастом прозвучал в тот вечер Первый концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке. Огромные звуковые массы, которые обрушиваются на слушателя, создают ощущение страшной катастрофы. Виолончель, как одинокий голос человека во Вселенной, пытается противостоять этому ужасу, но силы явно неравны: рваные фразы виолончельного монолога тонут в потоке мрачных оркестровых тутти. Концерт сегодня звучит более чем актуально и свежо, хотя был написан в 1986 году. Как ни удивительно, он по сей день не издан. Стоявший за пультом в этот вечер китайский маэстро Кристофер Чен (с 2022 главный приглашенный дирижер ГАСО Татарстана), показал мне удивительный документ: партитуру handmade, всю в композиторских правках, помарках, зачеркиваниях. В партии виолончели порой вместо нот просто волнистая черта - место для импровизации.
Произведение это протяженное: четыре части длятся 45 минут, почти вдвое дольше, чем 9 симфония Шостаковича (музыку которого порой так напоминает). И оно, конечно, архисложное - возможно, поэтому его так редко исполняют. В свое время Концерт был написан для Натальи Гутман, и она, конечно, его много играла. Но за ней последовали немногие: Давид Герингас, Александр Князев и вот теперь - впервые! - этот опус Шнитке исполнил Сергей Словачевский, концертмейстер виолончелей оркестра Мариинского театра. Я поинтересовалась: неужели артист выучил произведение лишь для единственного выступления в Казани? Оказалось, нет. Сергей напомнил, что в следующем ноябре исполняется 90 лет со дня рождения Шнитке, так что Казань - только начало пути. Концертом уже заинтересовались в Волгограде, Петербурге и Москве, где Сергей планирует его сыграть.
Ну, а кульминацией вечера стал новый, написанный в 2023 году, Концерт для органа с оркестром "Великий шелковый путь" Эльмира Низамова - молодого, но уже весьма именитого казанского автора. Несколько лет назад он стал "композитором-резидентом" ГАСО Татарстана, с тех пор его сочинения постоянно находятся в репертуаре оркестра. "Шелковый путь" родился благодаря конкурсу "Ноты и квоты" Союза композиторов России, мировая премьера состоялась на органном фестивале ГАСО РТ в Казани в марте 2023. Любопытно, что это первый органный концерт в татарстанской музыке.
"Я люблю перекрестные эксперименты, - рассказал мне об идее произведения Эльмир Низамов. - Вот, скажем, орган - казалось бы, сугубо западный инструмент, олицетворение католической музыки. Но почему бы не поместить его не в привычную стилистику - барочную, духовную или авангардную - а в ориентальную? Ведь что такое "шелковый путь"? Путешествие с Востока на Запад, символ движения между разными культурами".
Получилось органично, ярко: четыре контрастные друг другу части ("Караван", "Песчаная буря", "Оазис", "Восточный базар") зримо рисуют красочные картины, возникающие на этом "шелковом пути". Кажется, восточный фолк буквально рассыпан по партитуре, но нет: как оказалось, Эльмир не использовал ни одной подлинной мелодии. "Это не цитаты, а стилизация в духе "русского востока" Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова", - поясняет автор.
Как и в день мировой премьеры, солировала московская органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, и ей явно удалось поймать изюминку сочинения, которое она сыграла колоритно, эффектно: "Концерт Эльмира Низамова был написан для меня, и я с удовольствием его играю. Он нетривиален, отличается от других концертов восточным "акцентом", написан с глубоким знанием инструмента. Уверена, что у этого произведения большая судьба, и, например, у нас уже есть приглашение сыграть его в Калининградском соборе в октябре следующего года".
Госоркестр Татарстана, который весь вечер находился на сцене, демонстрировал виртуозное владение разными партитурами, а ведь за месяц ("Конкордия" проходит с 8 ноября по 9 декабря) коллектив сыграет шесть не повторяющихся программ, среди них много совсем нового: от мировой премьеры пьесы современного итальянского автора Фабио Вакки "Ночные голоса" (9 декабря, дирижер Алессандро Каддарио) до трех казанских премьер, которые прозвучат вечером 6 декабря: "Чехов-Симфония" Радвиловича, "Тишина и возвращение" Циммермана и Концерт для виолончели с оркестром Барбера (солист - Александр Рамм, дирижер - Алексей Рубин).
У дирижера Кристофера Чена для его новых подопечных сплошные восклицательные знаки: "Это фантастический оркестр, они так вовлечены в работу! Какая у них медь, какие струнные и вообще - какое чувство ансамбля! Работать с таким оркестром - одно удовольствие, и можно сосредоточиться на самом главном - собственно на музыке".