28.11.2023 05:00
Экономика

Приватизацию госимущества могут упростить

Текст:  Марина Трубилина
Упростить приватизацию государственного и муниципального имущества порекомендовали правительству участники круглого стола на эту тему, который провел Комитет Совета Федерации по экономической политике.
/ Алексей Майшев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В правовом регулировании приватизации государственного и муниципального имущества имеются еще нерешенные проблемы, отмечается в рекомендациях по итогам "круглого стола" (имеется в распоряжении "РГ").

В этой сфере есть ряд проблем. Так, затраты на оценку приватизируемого имущества в отдельных случаях превышают стоимость самого актива. Органы прокуратуры в ряде регионов, полагая, что акции не относятся к имуществу, оспаривают в суде сделки при продаже акций способом, отличным от продажи их на специализированном аукционе. В законе о приватизации целесообразно скорректировать понятие имущества для целей приватизации государственного и муниципального имущества, считают участники "круглого стола".

В практике нередки случаи, когда предлагаемое к приватизации имущество целесообразно обременить условиями, при реализации которых покупателем обеспечивается достижение целей продавца, направленных на развитие хозяйственного общества в определенном направлении. Наиболее подходящим вариантом в таких случаях является приватизация акций акционерного общества путем продажи на конкурсе. Но при этом у продавца отсутствует возможность определения иных условий конкурса, что значительно снижает для него привлекательность такого способа приватизации.

Возникают сложности в процессе приватизации объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подлежат приватизации на конкурсе (при условии их обременения требованиями), а объекты недвижимого и движимого имущества, которые не являются объектами культурного наследия, - на аукционе.

На аукцион выставлена квартира, изъятая за неуплату ипотеки. Чем чревата ее покупка

При приватизации объекта в виде группы инвентарных объектов, включающей объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, а также недвижимое и движимое имущество, которое не является объектами культурного наследия (строения, вспомогательные здания, сооружения, объекты благоустройства, навесы, модульные конструкции, емкости, ограждения, бетонные или каменные стены, бордюры, мощения и т. п.) и находится на том же участке, становится неясным, каким способом необходимо осуществлять их приватизацию, а также, необходимо ли осуществлять раздел участка, на котором расположена группа.

Участники "круглого стола" порекомендовали правительству ускорить внесение в Госдуму уже разработанных поправок в закон о приватизации и Кодекс об административных правонарушениях. В них предполагается наделить правительство дополнительными полномочиями в части установления порядка определения начальной цены имущества и повышения штрафа за непредставление или ненадлежащее представление документов и сведений об имуществе, которое предполагается приватизировать. Также предлагается рассмотреть возможность законодательно разрешить применять такие способы приватизации, как продажа имущества на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения и без объявления цены при продаже акций или долей в хозяйственных обществах.

Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в закон о приватизации, предусматривающие возможность приватизации на конкурсе акций обществ в количестве не менее 50% плюс 1 акция от уставного капитала, наделив собственника такого имущества при его реализации компетенцией самостоятельно определять условия конкурса.

Для повышения инвестиционной привлекательности и эффективности использования участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается рассмотреть возможность сокращения случаев ограничений в обороте участков, находящихся в публичной собственности.

Кроме того, предлагается рассмотреть возможность распространения на самозанятых граждан положений закона о приватизации имущества, находящегося в аренде у предпринимателей, а также уточнить порядок приватизации объектов культурного наследия.

Региональным властям рекомендовано активно выявлять бесхозяйное и выморочное имущество для последующей реализации и приватизации.

Предложенные поправки устраняют узкие места в нормативной базе и систематизируют порядок распоряжения госактивами, создавая стройную систему, которая обеспечит рынку госимущества новый виток эффективного развития, прокомментировал эти предложения член координационного совета, председатель Комитета по торгам "Деловой России" Андрей Степаненко.

На основании результатов оценки имущества формируются предстоящие бюджетные расходы или доходы

В сегодняшней экономической реальности важно актуализировать все лучшие инициативы и практики, способные поднять эффективность отечественного рынка, отметил он. "Сфера распоряжения госимуществом является одной из ключевых в этой работе, - считает он. - Потому что она, с одной стороны, является существенной статьей доходов государственной казны - доходов, которые необходимы для формирования программ социальной поддержки населения, поддержки жизненно важных отраслей экономики. С другой, от того, насколько эффективно государство распоряжается своими активами, зависит множество сфер нашей жизни. Государство и муниципалитеты сохранили за собой огромный пласт имущества, который сегодня необходимо эффективно включать в оборот. Оставшийся в управлении государства бизнес нужно заставить эффективно работать, привлечь туда частные инвестиции, модернизировать для работы в новых условиях, обеспечив рабочие места, доходы для населения, налоговые поступления. Надо провести инвентаризацию и вывести на рынок неиспользуемую недвижимость, чтобы региональные города наконец избавились от депрессивных зон, получили возможность улучшить городскую среду, создали новые современные общественные и бизнес-пространства. Это направление может и должно приносить пользу и государству, и муниципалитетам, и населению. В виде прямых доходов, в виде новых рабочих мест, новых предприятий, инфраструктурных улучшений, налоговых отчислений и пр.". Важно позаботиться именно о доходности этого направления, считает Степаненко. Поэтому, по его словам, "Деловая Россия" не разделяет мнения о необходимости инвестиций в создание высокозатратных информационных систем, в частности, "ГИС торги", разработка которых требует гигантских государственных вложений, а польза которых сложно прогнозируема.

Казна Недвижимость