"Штрафы начали действовать. Были опасения бизнеса о массовых штрафах, но пока они единичные. Есть, правда, практика ФАС: не использовать предупреждения в качестве наказания в сфере статей КоАП по законодательству о рекламе (то есть сразу штрафовать)", - заявил "РГ" заявил Борис Титов. Он пояснил, что просит Генпрокуратуру проверить обоснованность такой позиции. "РГ" направила запрос в ФАС с просьбой разъяснить позицию ведомства.
По словам партнера практики конкурентного права BGP Litigation, председателя генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов Ирины Акимовой, назначение административного штрафа возможно только по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом рассмотрению дела предшествует процедура административного расследования, по итогам которой должен быть составлен административный протокол. "Таким образом, оштрафовать лицо вне административного дела невозможно", - пояснила эксперт.
При этом она отметила, что имеют место ситуации, при которых антимонопольный орган направляет в адрес нарушителя процессуальные документы, в том числе о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении даты проведения административного расследования либо рассмотрения дела, от получения которых лицо уклоняется. "Согласно сложившейся правоприменительной практике антимонопольный орган может признать лицо уведомленным в случае, если "Почта России" вернула процессуальные документы отправителю или при неоднократном неудачном вручении корреспонденции", - объяснила она. Таким образом, юридическое лицо несет риск неполучения корреспонденции, направленной по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, уточнила Акимова.
Ранее в КоАП РФ предусматривалась замена административного штрафа предупреждением только в том случае, если санкция статьи КоАП РФ допускает назначение наказания в виде предупреждения. В 2022 году были внесены поправки, допускающие замену штрафа на предупреждение в случае, если правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совершено впервые.
Вот только рассмотрение дела о нарушении законодательства о рекламе не является формой государственного контроля (надзора), а потому штраф не может быть заменен на предупреждение. Эта позиция ФАС России была отражена в письме МШ/116843/22, пояснила эксперт.
Но компания-нарушитель может заявить ходатайство о замене штрафа предупреждением. Антимонопольные органы обязаны дать обоснованный ответ, заключила эксперт.