Согласно документу, промышленные предприятия, которые будут получать газ по этой формуле, определит позднее Правительство РФ. Это могут быть как производства, так и генерирующие тепловую и электрическую энергию объекты.
Как отмечается в пояснительно записке, принятие поправок необходимо для повышения темпов социальной газификации и привлечения инвесторов к проектам газопереработки и газохимии. Эти предприятия будут иметь преимущественное право на заключение договоров поставок. Новые правила будут действовать с апреля 2024 года.
Схема "бери ил плати" ранее использовалась для экспортных поставок нашего газа. Она предусматривает, что покупатель должен оплатить определенный объем газа, даже если он ему оказался не нужен и законтрактованный объем газа не был выбран. Если же поставщик недопоставил этот объем по своей вине, то он должен возместить стоимость недопоставленных объемов покупателю.
Документом также уточняется понятийный аппарат. Дается объяснение термина "газ", вводится понятие "схема газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации", уточняются полномочия федерального и региональных операторов газификации.
Как пояснил председатель Комитета по энергетике ГД Павел Завальный, нормативное закрепление этого понятия на федеральном уровне узаконит разработанные в схемах газификации мероприятия в качестве базы для формирования региональных программ газификации с учетом лучших практик и обеспечит системность принимаемых технических решений в региональных программах газификации.
Оценка экспертами нововведения сильно разнится. С точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, это стандартная практика для газового бизнеса. Строительство инфраструктуры под газопотребляющий объект будет гарантировано будущим потреблением газа. А то часто бывает так, что инвестор заявляет потребности и даже заключает договор на покупку газа, но потом, когда трубопровод построен, планы меняются. Или даже действующий потребитель вдруг начинает отбирать гораздо меньше газа, чем по договору. И никакой ответственности за это не предусмотрено, чем многие злоупотребляют.
Второй момент заключается в том, что отсутствие обязательств по отбору тормозит развитие биржевой торговли газом. Допустим, предприятие не выбрало объемы газа по контракту и должно заплатить за эти объемы. Чтобы хотя бы частично компенсировать эти затраты, оно может выставить их на биржевые торги. В результате вырастет количество реальных участников, ликвидность площадки и в конечном итоге качество ценового сигнала с рынка (сейчас он прочно привязан к регулируемой цене). У нас внедрение этой практики обсуждается очень давно, но блокируется промышленным и электроэнергетическим лобби.
Эта мера также может поддержать стратегическую привлекательность инвестиций в газификацию новых объектов промышленного потребления в стране. А это поддержит рост потребления газа в стране.
Но есть и иное мнение. Само по себе установление жестких правил игры - это положительный фактор, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Но практика показывает, что все новые и новые стимулы, предоставляемые "Газпрому", пока не приводят к кардинальному улучшению ситуации с обеспечением внутреннего рынка газом.
"Станет ли данное нововведение стимулом для повышения потребления газа? Не уверен. На мой взгляд, для промышленных предприятий тут гарантии и риски неравноценны. Если вы не получили газ по трубопроводной системе "Газпрома", то вам вернут его стоимость - но кто вернет упущенную выгоду из-за непроизведенной (из-за отсутствия энергоносителя) продукции и возможного срыва контрактов на ее поставку? В случае же, если компания сокращает производство по объективным причинам (а в условиях беспрецедентного внешнего давления и общей экономической турбулентности такие случаи могут быть нередки - к примеру из-за непоставки комплектующих из-за рубежа), то она вдобавок может налететь на дополнительные расходы в виде оплаты за невыбранный газ. То есть данный механизм хорош только в идеальных стабильных условиях, а не на фоне множественных вызовов. Полагаю, что в нынешних условиях надо больше думать о гарантиях снабжения отечественной экономки газом, а не о гарантиях сохранения доходов "Газпрома", - отмечает эксперт.