К ноябрю 2023 года 1028 зарубежных компаний свернули свою работу в России. Из них более 200 из сферы информационных технологий. Эти данные приводятся в статистке Yale CELI (школа менеджмента Йельского университета). Не все аналитики согласны с ее методикой оценки, но то, что большое количество, в первую очередь западных ИТ-компаний, покинуло Россию, - неоспоримый факт.
Если посмотреть, какое положение занимают на сегодняшнем рынке ПО в России отечественные разработчики, то здесь ситуация совершенно иная. Российская софтверная индустрия в 2022 и 2023 годах растет такими темпами, каких еще никогда не было. По прогнозу ассоциации "Руссофт", продажи отечественных программных продуктов на внутреннем рынке в 2023 году увеличатся на 36 процентов.
Представители бизнеса дают еще более оптимистичные оценки.
Так, по словам директора по корпоративным решениям компании MONT Михаила Шамарина, общие продажи российского ПО в 2023 году выросли в среднем в 2-2,5 раза.
"При этом динамика продаж разнится в зависимости от сферы применения. Она зависит от многих факторов: чувствительности данных заказчика, наличия отраслевого регулятора, технических возможностей поддержки существующей инфраструктуры и так далее. Например, решения для обеспечения информационной безопасности практически полностью импортозамещены, а вот офисные приложения, ВКС, операционные системы, базы данных - пока в процессе перехода", - говорит эксперт.
Коммерческий директор Yandex Cloud Александр Черников в комментарии для "РГ" отметил, что число пользователей облачной платформы в первом полугодии 2023 года выросло в 1,2 раза, а выручка в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Можно сказать, что в краткосрочной перспективе рост российской софтверной индустрии будет сдерживаться лишь дефицитом кадров в ИТ-отрасли и емкостью отечественного рынка. При этом эксперты считают, что разработка и поддержка сложного, дорогостоящего ПО, например, такого как системы управления предприятием и операционные системы (не на основе Open Source), исключительно для российского рынка, могут оказаться экономически нерентабельными. В этом случае компаниям при создании таких продуктов придется сразу закладывать в свою бизнес-стратегию выход на рынки дружественных и нейтральных стран.
Как показывает недавнее исследование ассоциации "Руссофт" и АРПП "Отечественный софт", большинство российских разработчиков это отлично понимают и уже включили зарубежную экспансию в свои бизнес-планы. Быстрее всего, согласно исследованию, в ближайшие годы будет расти экспорт ПО в страны Азии: 74 процента компаний-разработчиков видят эти государства самыми перспективными для поставок российских решений и услуг. В экспорте в страны СНГ (в число которых входят государства Центральной Азии) заинтересованы 43 процента компаний, а 35 процентов рассчитывают продавать свои решения и услуги в страны Персидского залива.
Безусловным лидером по показателю фактического экспорта российского ПО и оценке перспективности страны для поставок российских технологий оказался Казахстан. Второе место в рейтинге перспективных стран занимают ОАЭ. Результаты исследования показывают, что примерно половина российских компаний - разработчиков ПО занимаются экспортом, а еще около 40 процентов планируют это делать.
В целом уход из России зарубежных вендоров, их отказ продлевать лицензии на свое ПО и, как следствие, необходимость проводить импортозамещение в сжатые сроки по-разному сказались на участниках отечественного рынка программного обеспечения. Их можно разделить на три категории: компании, имеющие объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ), частный бизнес и разработчики российского ПО.
Сложнее всего пришлось российским организациям - операторам объектов КИИ. Всего в нашей стране насчитывается более 50 тысяч объектов КИИ в ведении более чем 5 тысяч организаций. Согласно указу президента РФ, подписанному в марте 2022 года, госкомпании больше не могут закупать иностранное ПО для использования на значимых объектах КИИ. С 1 января 2025 года должен вступить в силу полный запрет на использование иностранного ПО на значимых объектах КИИ.
Частные компании и организации имеют больше свободы в вопросах импортозамещения, но они для них тоже стоят остро. Доля используемого зарубежного софта у них выше, чем в госсекторе, при этом опрошенные "РГ" представители бизнеса практически единогласно говорят, что в случае, если российское ПО хотя бы близко по своим характеристикам к зарубежному, они делают выбор в пользу перехода на отечественный софт. Топ-менеджмент большинства компаний признает, что в среднесрочной перспективе альтернативы импортозамещению нет, так как сегодня делать ставку на параллельный импорт или оставшееся зарубежное ПО - очень рискованная стратегия.
Эту позицию подтверждают некоторые опросы. По данным исследования, проведенного Институтом изучения международных рынков при поддержке Фонда "Росконгресс" среди 120 организаций - заказчиков ПО и 26 компаний-вендоров, треть заказчиков рассчитывают через два года ипользовать только продукты российских вендоров для обеспечения кибербезопасности.
При этом часть компаний продолжает использовать зарубежное ПО. Это связано как с отсутствием российских аналогов, так и с большими затратами (денежными и трудовыми) на внедрение иностранных программных продуктов, сделанными еще до 2022 года.
"Значительная часть сложного индустриального ПО закупалась с бессрочными или с длительными лицензиями на 2,3,5 лет. Так, что даже при некоторых возникших неудобствах от официального ухода вендоров потерять доступ к уже внедренным системам не так уж и просто", - отметил генеральный директор RooX Алексей Хмельницкий.
По словам главы минцифры Максута Шадаева, сегодня острая потребность в импортозамещении остается в 10 процентах ИТ-решений, поставлявшихся иностранными вендорами. Большинство представителей бизнеса согласны с такой оценкой, но, по их мнению, замена этих 10 процентов может оказаться самой сложной частью программы импортозамещения, так как связана с наиболее сложным и дорогим ПО, разработка которого требует длительного цикла и, что самое главное, большого количества высококвалифицированных разработчиков.
"Тотальное импортозамещение в масштабах страны - это уникальный процесс, который не имеет аналогов, - отметил сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко. - Импортозамещение в Китае началось раньше, чем у нас, длилось намного дольше, но даже оно не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в России. А европейские попытки получить хотя бы небольшую технологическую независимость от Соединенных Штатов вообще потерпели фиаско. Так что до нас такую масштабную задачу еще никто не решил успешно".