30.11.2023 08:52
Власть

Перевозчики Хабаровского края попросили о новых мерах поддержки

Текст:  Светлана Тремасова (председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей (Хабаровск))
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №272 (9217)
Развитие общественного транспорта входит в список поручений президента России Владимира Путина. О проблемах в отрасли и вариантах их решения говорили недавно на заседании комитета по автомобильным перевозкам Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края.
Читать на сайте RG.RU

Дело в том, что от планового развития транспортной сферы в советское время и ее стопроцентной субсидированности мы перешли к рыночной экономике. Адаптироваться к новым условиям оказалось очень сложно. Сегодня мы видим целый комплекс проблем, которые назревали годами.

Одна из главных - острая нехватка кадров. Недостаточно заниматься обновлением подвижного состава, на нем должен кто-то работать. Почему же люди не идут в профессию? Тому есть целый ряд причин. Первая - несоизмеримость заработной платы. Раньше, скажем, водитель на грузовом автомобиле получал 70 рублей, а на пассажирском автобусе - 300. Сейчас, наоборот, на грузовом в разы больше, чем на общественном транспорте! Вторая - отсутствие нормальных условий труда. Это и плохие дороги, и нехватка необходимой инфраструктуры. Простите, но на конечной остановке человеку даже в туалет некуда сходить.

Надо субсидировать не отдельно взятое предприятие, а конкретные маршруты

Третья - так называемый потребительский экстремизм. Вспомните, в час пик раньше всегда оторванные пуговицы были, а сейчас если нет комфортного места в автобусе, пассажиры уже нервничают. Их раздражают встряска из-за ямы на пути, резкое торможение. Но никто не задумывается о том, что плотность автомобильного потока стала выше, ездить теперь сложнее. Посмотрите на улицы наших городов: вдоль всегда брошены авто, общественный транспорт вынужден лавировать между ними. Попасть на остановку тоже получается не всегда - там стоят машины. Культура автомобилистов вызывает вопросы. ГИБДД должна усилить работу, не позволять, чтобы дороги были запаркованы. Считаю, что Госавтоинспекция сложила с себя контролирующие функции, поэтому автолюбители чувствуют безнаказанность.

Все это делает работу водителей сложной и нервной. Со своей стороны мы готовим предложение вернуть водителям общественного транспорта право досрочного выхода на пенсию. Теоретически у них оно есть и сейчас, но при этом надо пройти аттестацию рабочего места, чтобы подтвердить непростые условия труда. Эти бюрократические процедуры необходимо упразднить.

Минтранс ужесточит получение лицензий для водителей автобусов

Еще одна проблема, мешающая нормальному развитию транспортной отрасли, - неправильный подход к планированию маршрутной сети. Власти не ставят транспортников в известность о перспективах строительства новых жилмассивов, спохватываются, когда уже сдают жилье. Оказывается, срочно нужно организовать рейс, чтобы перевозить людей. А кто согласится "раскатывать" маршрут, приучать к нему пассажиров? Это изначально убыточно. Надеемся, что поручения президента будут реализованы и при формировании градостроительного плана такие вопросы станут обсуждать с транспортниками. Тогда мы избежим недовольства пассажиров и убытков перевозчиков.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, - нерациональное использование инструментов поддержки транспортников. Надо субсидировать не отдельно взятое предприятие, а конкретные маршруты, которые заходят в районы с низкой плотностью населения. Да, там мало пассажиров, но и им тоже нужны автобусы. Компенсировать убытки необходимо, независимо от того, кто работает на этом направлении. И оказывать такую поддержку должен организатор перевозок.

Очередной больной вопрос - формирование расписания движения. Каждый перевозчик составляет его сам, нет единого подхода. Потому и получается, что на одной остановке одномоментно скапливается по четыре автобуса, и они не могут туда поместиться, высаживают людей с нарушениями. В данном случае необходима именно организация перевозок, а не только контроль.

Власти не ставят транспортников в известность о перспективах строительства новых жилмассивов, спохватываются, когда уже сдают жилье

Недовольны пассажиры и стоимостью проезда. Но здесь важно понимать, что перевозчики вынуждены устанавливать цены, учитывая различные факторы. Никто не отменял инфляцию, плюс нужно обновлять подвижной состав - эти затраты тоже придется компенсировать. Поэтому мы обратились с просьбой предоставить возможность участвовать в льготном лизинге под 6,5 процента сроком до семи лет перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам. Это позволило бы существенно снизить затраты, не допуская резкого повышения стоимости проезда.

В завершение хотелось бы отметить, что все предложения комитета по автомобильным перевозкам направлены в правительство Хабаровского края и Правительство Российской Федерации. Надеемся, что нас услышат и это даст положительный результат для всех заинтересованных сторон.

Регионы Хабаровский край