04.12.2023 06:00
Экономика

Предприятия атомной отрасли помогают вузам готовить специалистов

Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Атомный конвейер №274 (9219)
Отечественная ядерная энергетика сегодня находится на новом технологическом этапе развития и нуждается в постоянном притоке высококвалифицированных специалистов. Задачу по их подготовке решают российские вузы. Однако образовательная система не должна действовать в одиночку, требуется совместная работа как самих учебных заведений, так и государства и бизнеса.
/ АО "Атомстройэкспорт"
Читать на сайте RG.RU

Госкорпорация "Росатом" и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр во многих профильных вузах, а также в реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов, организации практик и стажировок для студентов с последующим их трудоустройством.

В частности, в 2010 году было заключено соглашение о сотрудничестве с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), в 2012 году - с Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом (ННГАСУ). Тогда же в 2012-м было подписано соглашение о создании в НГТУ базовой кафедры "Атомстройэкспорта" "Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов". Кафедра организует учебный процесс для студентов НГТУ и ННГАСУ. В учебном плане предусмотрены как лекционные, так и практические занятия на рабочих местах в проектных подразделениях компании.

"У нас также есть своя базовая кафедра в "Атомэнергопроекте", - рассказал "РГ" ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев. - Обучающиеся там студенты несколько дней в неделю проводят на предприятии, в данном случае это нижегородский "Атомэнергопроект". Его сотрудники, в том числе доктора наук, читают им лекции. Студентам рассказывают про методы проектирования, например, на платформе Multi-D, они готовят там курсовые и дипломные работы. Получив диплом, они приходят на свое рабочее место и сразу включаются в проектную деятельность. У них нулевой период адаптации. А всего в "Атомстройэкспорте" и "Атомэнергопроекте" трудятся 800 наших выпускников".

В 2017 году было заключено соглашение о сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ, по которому инжиниринговый дивизион "Росатома" помогает университету развивать новые подходы в инженерном образовании. Была создана и активно развивается Высшая инжиниринговая школа МИФИ, в задачи которой входят подготовка и переподготовка специалистов в области цифрового инжиниринга с применением новых образовательных форматов.

Калининская АЭС вошла в число экологически образцовых организаций атомной отрасли

Другой пример совместной работы атомной отрасли и высшего образования - создание на базе НИУ МГСУ Института инжиниринга и строительства объектов использования атомной энергии, в рамках которого действует научно-технический совет с участием представителей науки и руководителей предприятий "Росатома".

"Институт служит центром координации различных научно-производственных и образовательных задач, нацеленных на практикоориентированную подготовку специалистов для нужд строительного комплекса атомной отрасли, - пояснил "РГ" заведующий кафедрой строительства объектов тепловой и атомной энергетики НИУ МГСУ Андрей Морозенко. - В рамках института реализуются программы дополнительного образования (ДПО) и формируется научный заказ для решения текущих производственных задач. В целом создана эффективная модель взаимодействия с отраслью, которая позволяет решать кадровые, научные и технические вопросы".

Быстрое развитие технологий требует непрерывности обучения, которое продолжается и после вуза уже на рабочем месте. "Мир стремительно меняется, совершаются прорывные открытия, знания, которые были актуальны вчера, устаревают и появляются новые. В такой ситуации просто невозможно не учиться постоянно, - считает заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации "Росатом" Татьяна Терентьева. - Для людей это залог личностного и профессионального роста, а для компаний - залог устойчивого развития. Наша стратегическая цель - стать лучшими в раскрытии кадрового потенциала, поэтому мы выстроили целую экосистему, в рамках которой развиваем сотрудников отрасли".

15 тысяч студентов прошли трудовую школу на 26 атомных стройках в России и за рубежом за 15 лет

Ключевое звено экосистемы - Корпоративная академия "Росатома", созданная в 2012 году. Ее цель - обеспечивать кадровую устойчивость госкорпорации, давать сотрудникам необходимые знания для решения сегодняшних и будущих задач.

/ АО "Атомстройэкспорт"

В портфеле академии есть программы, позволяющие совершенствовать управленческие и лидерские навыки, инженерные, цифровые и бизнес-компетенции, укреплять корпоративную культуру, рассказала Татьяна Терентьева. "Техническая академия отвечает за подготовку персонала для зарубежных и российских АЭС и ядерной инфраструктуры. Отраслевые центры компетенций обучают рабочих и инженеров силами экспертов "Росатома". Цифровая образовательная платформа РЕКОРД mobile позволяет учиться 24 часа в сутки. А еще у нас есть технологические отраслевые школы, развивающие специальные и сквозные компетенции инженеров, технологов, конструкторов, ИТ-специалистов, - пояснила заместитель гендиректора. - Сотрудники "Росатома" учатся минимум неделю в год, постоянно растут в карьерном и экспертном плане. Они видят перспективы в своей работе и остаются в корпорации надолго".

На ИННОПРОМ показали робота, который может заменить человека на объектах атомной энергетики

Такой подход действует во всех предприятиях госкорпорации, включая "Атомстройэкспорт". "Организованная в компании система наставничества и институт корпоративных преподавателей позволяют повысить эффективность подготовки и сформировать профессиональную команду, готовую к решению любых задач, - рассказала вице-президент по персоналу и внутренним коммуникациям АО АСЭ Наталья Шафалович. - Особое внимание мы уделяем подготовке и привлечению ИТ-специалистов, которые продолжат курс на импортонезависимость и обеспечат технологический суверенитет отрасли и страны".

Энергетика Образование Росатом