05.12.2023 13:18
СЗФО

Ученые вывели формулу жизнеспособности Арктики

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область - НАО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №275 (9220)
Арктике сегодня необходимо не "вкачивание" инвестиций, а более эффективное использование уже выделенных денег и приумножение капитала человеческого. К такому выводу пришли ученые, которые провели исследование социально-экономической жизнеспособности АЗРФ и предложили способы ее "донастройки".
Читать на сайте RG.RU

Напомним: с 2020 года в Арктике создана особая экономическая зона, ключевым механизмом которой стала поддержка резидентов АЗРФ. Сегодня с их участием работают более 400 проектов, получающих государственную поддержку. В лидерах - Мурманская область, за ней следует Архангельская, далее Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Карелия.

Новые режимы, "включенные" на высокоширотных территориях, уже дают эффект. Наиболее активно, по данным исследования, развивается Западный сектор Арктики, где у каждого региона свои особенности. Так, в Архангельской области в топе - торговля, строительство, транспорт, логистика и аренда недвижимости. Причем больше половины запланированных объектов арктические резиденты уже ввели в эксплуатацию.

- Но созданных мер поддержки в современных условиях недостаточно для притока инвестиций. Необходимы активизация предпринимательской деятельности и улучшение качества жизни населения, - отметила на прошедших в Архангельске Лаверовских чтениях доктор экономических наук из Финансового университета при Правительстве РФ Инга Никулкина. - Требуется сбалансированная настройка инструментов господдержки в Арктике, которые необходимо увязать со стратегическими целями развития и текущим социально-экономическим положением.

По ее мнению, сейчас в экономике Арктики наблюдается разрыв между прорывными задачами и качеством жизни населения. Ученые выяснили это во время фундаментального исследования концепции резильентности (жизнеспособности) социально-экономической системы Арктики. В результате этой работы появилась формула "донастройки" АЗРФ. Сегодня это необходимо для того, "чтобы помочь системе поглощать шоки и восстанавливаться после них".

Томские ученые разрабатывают экологичное авиационное биотопливо

Ключ к разрешению проблем - создание единого механизма поддержки. Причем прежде всего необходимо более четко сформировать критерии ее эффективности: на арктические проекты выделяются миллиарды государственных рублей, но как они "работают"?

По мнению ученых, основной тренд должен остаться прежним - это развитие опорных населенных пунктов.

- При этом речь нужно вести не столько о повышении их финансирования, сколько о повышении устойчивости за счет развития арктического предпринимательства, - считают экономисты правительства РФ.

Важен также административный инструмент - сервис в виде единого окна по обмену информацией между предпринимателями и органами власти.

- Резиденты Арктической зоны - как на Востоке, так и на Западе страны - словно слепые котята. Им необходимо сопровождение, прежде всего налоговое, - говорит Инга Никулкина. - Многие и сегодня не знают о всем комплексе мер поддержки.

Ученые также считают, что в фарватере господдержки должен быть Северный завоз, от которого напрямую зависит качество жизни в труднодоступных районах Заполярья. Причем поддерживать доставку грузов жизненной необходимости в Арктику можно не только через ее резидентов, но также через обеспечивающие организации.

То, насколько это важно, ярко продемонстрировал Ненецкий автономный округ. Напомним, в этом году здесь не успели в срок завезти необходимое топливо и продукты в отдаленные населенные пункты и люди в буквальном смысле слова молились, чтобы суда успели зайти в их поселки до наступления ледостава.

По мнению ученых, основной тренд должен остаться прежним - это развитие опорных населенных пунктов

Частью "донастройки Арктики" может также стать обнуление таможенных пошлин и расширение перечня ввоза необходимых товаров - речь идет о странах "восточного вектора".

Основным вызовом современной Арктической зоны ученые считают недооцененный человеческий фактор - восстановить предпринимательскую активность можно лишь при условии повышения человеческого потенциала. При этом все ученые солидарны в одном - драйверами производительности в АЗРФ станет более эффективное использование многомиллиардных инвестиций в Арктику - как государственных, так и частных.

Оказалось также, что технологии, а также инновации уже не в приоритете.

Как самолет-лаборатория помогает российским ученым в Арктике

- Большая часть предприятий работает в глубине от технологической границы и даже не думает о прорывных технологиях. Их задача решать проблемы менеджмента, хорошего сырья, логистики. Если для современной России искать источники роста производительности, я бы их искал в расшивке узких мест, - сказал во время Лаверовских чтений известный российский эксперт в сфере экономики Илья Воскобойников. - И это связано не столько с новыми технологиями, сколько с инфраструктурой, с законами, которые не всегда работают, с преодолением неэффективности распределения ресурсов.

Основную добавленную стоимость в АЗРФ дает главный арктический "паровоз" - добыча полезных ископаемых. Благодаря тому что в двухтысячные годы были начаты, а также расконсервированы старые высокоширотные проекты (освоение Приразломного и месторождений Ямала, разработка месторождений архангельских алмазов, создание Варандейского нефтяного терминала), Арктика сейчас занимает более 15 процентов ВВП России, а в сфере экспорта - 20 процентов.

- Но что происходит внутри добывающей сферы, экономисты знают достаточно слабо, - говорилось на симпозиуме. - Так, в нем сейчас снижается производительность. Причина может крыться в структуре промыслов и разведки, которые не всегда находятся под контролем государства.

На Лаверовских чтениях также отмечалось, что государство будет играть в развитии АЗРФ более значительную роль, чем раньше, - это связано с тем, что в новых геополитических условиях меняется вектор арктической экономики.

СЗФО Архангельская область Ненецкий АО Мурманская область Карелия