Напомним, что в среду, 6 декабря, Путин совершает визиты в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Поездка главы государства в страны Ближнего Востока займет сутки, так как на следующий день у него вновь запланированы крупные мероприятия.
Сотрудничество со странами Ближнего Востока, Азии, Африки становится новым императивом российской внешней политики, поэтому необходимые новые форматы экономического и политического взаимодействия с этими странами, а также формирование новых международных альянсов за пределами влияния стран Запада, отметил в разговоре с "РГ" и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов. Однако есть и более частные вопросы, обусловливающие визит президента РФ Путина, отмечает он. Сейчас необходимо обсудить дальнейшие меры по стабилизации мирового рынка нефти, ведь мировые цены на "черное золото" начали снижаться, даже несмотря на то, что страны ОПЕК+ в последние месяцы предприняли серьезные меры по ограничению предложения нефти.
"По всей видимости, в мировой экономике все четче проявляются признаки рецессии, когда даже меры по ограничению предложения не способны возобновить рост цен, поскольку глобальный спрос на нефть снижается. В данном контексте Россия, ОАЭ и Саудовская Аравия, на которые приходится большие запасы и добыча нефти, могут обсуждать и разрабатывать дополнительные меры по стабилизации рынка", - считает эксперт.
В центре диалогов президента РФ Владимира Путина с лидерами Саудовской Аравии и ОАЭ будут прежде всего вопросы политического урегулирования на Ближнем Востоке. Однако вопросы энергетики, несомненно, станут второй важной темой их дискуссии, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов.
"Последнее решение в рамках ОПЕК+ показало, что страны-члены альянса готовы и далее координировать свои усилия и добиваться баланса спроса и предложения в том числе за счет сдерживания добычи. Однако, как видим, рынок отреагировал на это решение даже некоторым снижением цен. То есть от ОПЕК+ ждали более решительных мер на фоне стагнации спроса со стороны Европы и не слишком быстрого роста экономики КНР.
Возможны ли такие "более радикальные решения"? Безусловно, говорит Андрианов. Но мы также видим, что и последнее решение о снижении добычи далось странам не легко - заседание ОПЕК+ даже пришлось откладывать для проведения дополнительных консультаций, констатирует он.
"Поэтому, судя по всему, настало время первым лицам подключиться к решению этих вопросов и, возможно, решать их в более широком политическом и экономическом контексте. В каких пределах Россия и Саудовская Аравия готовы и далее сокращать добычу? В пропорциональном ли объеме? Есть ли у них механизмы для воздействия на другие страны-члены ОПЕК+ с целью убедить их в необходимости сокращения квот? Если ли иные варианты балансировки рынка? Все эти вопросы, думается, могли бы подниматься на встречах с участием российского президента", - рассуждает эксперт.
В свою очередь, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов полагает, что, если говорить об энергетике и темах, связанных с ней, то лидеры могут обсуждать дальнейшее развитие маршрута "Север -Юг" с отводами в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Также может обсуждаться стратегия на нефтяном рынке и роль ОАЭ в качестве хаба для российских энергоносителей.
По мнению эксперта, текущая ситуация на рынке нефти такова, что краткосрочное влияние могут оказать любые громкие новости. Достаточно, чтобы они хоть сколь-нибудь касались темы "черного золота". И в то же время на рынок идет массированное информационное воздействие, которое формирует негативные ожидания на начало 2024 года. Главное - прогнозируется избыток предложения.
"Страны ОПЕК+, как правило, не занимаются долгосрочными словесными интервенциями. Они нацелены на достижение результата в области фундаментальных факторов, то есть уровней спроса и предложения", - заключил Фролов.
Рабочий визит Владимира Путина в ОАЭ