Выставка "Образ и пространство" (июнь-октябрь 2024)
Экспозицию уже стоить посетить, только узнав, кто ее кураторы. Сотрудничество одного из самых влиятельных арт-критиков в мире и искусствоведа, возглавлявшего Третьяковку с 2015 по 2023 год, мало кого может оставить равнодушным. Зельфира Трегулова и Франческо Бонами представят сравнение классической живописи и ее современного аналога - инсталляции. В 12 разделах посетителям расскажут о главных темах и категориях искусства XX-XXI веков, а наполнят их 120 работами из 40 разных коллекций. Изюминками экспозиции станут "Черный квадрат" Казимира Малевича (версия 1929); "Портрет Амбруаза Воллара" (1910) Пабло Пикассо из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина; а также картины Энди Уорхола, Джаспера Джонса, Микеланджело Пистолетто, которые крайне редко покидают фонды Русского музея.
"Индекс подобия" (май-сентябрь 2024)
Термин "индекс подобия Земли" создали ученые из разных областей: химии, биологии и астрономии. Это некая величина, которая присваивается планете в зависимости от ее пригодности для проживания людей. С помощью этого эталона ученые определяют возможность освоения землянами других небесных тел. Не стоит пугаться такого специально-научного названия, ведь это метафорический подход. Кураторы предлагают рассмотреть планету Земля с точки зрения истории, культуры и ресурсов. Документальные и художественные фильмы погрузят посетителей в раздумья о напряженной динамике отношений между культурой и природой. В одном из проектов участники Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики представят свои работы на тему вечной мерзлоты. А зарубежные художники из Бразилии, Австралии и Китая покажут произведения на тему колониализма. Российское современное искусство будет представлено работами Александрой Артамоновой и Евгения Лаптевой ("Нежные бабы"), Ольгой Гротовой, Евгением Гавриловым и другими.
"Поляризация": Эллина Геннадьевна и Алигьеро Боэтти (февраль-апрель 2024)
Вся наша жизнь состоит из систем - от человеческого мозга до искусственного интеллекта. Именно о них и об их ошибках, которые совершенно неизбежны, будет идти речь в форме диалога между итальянским художником-концептуалистом и российской художницей. Один воспринимает и исследует пространство с поэтической точки зрения, другая, напротив, решает подобные задачи с помощью цифровой среды. В рамках выставки будут раскрыты тайны краткосрочного мышления и способов влияния на него. В зале установят камеры, считывающие восприятие творчества Боэтти, которым будет наполнен зал. По своей сути это будет научный эксперимент или инсталляция, вышедшая за рамки искусства.
"Не слитно, не раздельно" (декабрь 2024 - апрель 2025)
О жемчужине туркестанского авангарда - Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в узбекском Нукусе - хорошо известно разве что профильным специалистам. А ведь это прекрасная коллекция произведений советского модернизма, которую удалось сохранить в потрясающем состоянии. Чтобы разобраться, как это произошло и что этому способствовало, сотрудники "ГЭС-2" провели настоящее историческое расследование. Поэтому, помимо произведений художников советского и туркестанского авангарда и поставангарда 1920-1930-х годов, на выставке будут представлены выдержки из впервые оцифрованного местного архива. Именно с опорой на него будут раскрыты секреты музея в Нукусе.
Кинофестиваль "ГЭС-2" (сентябрь 2024)
Программа будет собрана из необыкновенно талантливых работ, которые стали единственными пунктами в фильмографии их авторов. Во второй части программы будут показаны фильмы молодых начинающих кинематографистов. В рамках этого же проекта будет рассмотрен женский кинематографический опыт. Зрителей ждут встречи с экспертами, кинорежиссерами и образовательный цикл под эгидой историка кино и режиссера Наума Клеймана.
Помимо ярких выставок, в "ГЭС-2" будут проходить театральные постановки, показы авторских современных танцев и большая книжная ярмарка, призванная вспомнить о детстве как о времени, куда хочется возвратиться.
Артем Бондаревский, директор "ГЭС-2":
"Мы даем наши посетителям возможность воспринимать культуру как образ жизни. И даем возможность художникам продолжать работать и пользоваться теми мощностями и ресурсами, которые есть в "ГЭС-2". В этом году к нам пришло более 780 тыс. человек. Это показатель того, что к нам есть большой интерес".