07.12.2023 21:02
Культура

Выставка "Однажды во Вселенной" в Красноярском художественном музее продлится до 24 декабря

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №279 (9224)
В Красноярском художественном музее имени Сурикова работает выставка, способная удивить даже искушенных столичных поклонников современного искусства. Формально речь идет о том, что критики определяют как "космический реализм", но по полету мысли это чем-то напоминает романы Стругацких и фильмы Абрамса или Кубрика. В развернувшейся в самом центре Евразии "космической одиссее" зритель получает вполне себе земной опыт - притяжения, поиска жизненных дорог, любви к ближнему и даже прозрения.
На открытие выставки "Однажды во Вселенной" Елены и Александра Красновых пришел почти весь Красноярск. / Красноярский художественный музей имени Сурикова
Читать на сайте RG.RU

Авторы выставки - Елена и Александр Красновы, известные красноярские художники, чьи работы выставляются по всему миру, в том числе во Франции и в Китае. Откуда они только не получали приглашения на ПМЖ, однако, как говорит Александр, которому в этом году исполнилось 60 лет: мы все живем в космосе, поэтому какая разница в какой точке его пространства ты ищешь и творишь?

Просить его объяснить, как рождаются его необычные картины, графика и видео-инсталляции, бессмысленно. Он и сам не знает. От ответа на вопрос, согласен ли он с критиками, что упорно зовут его "космическим реалистом", тоже уходит: "Это никакая не академическая живопись".

Самое правильное на выставке - это идти от мысли к мысли, от картины к картине, выключившись от того, что происходит за окнами. И тогда те метафоры и прозрения, которыми делится Краснов, "прозвучат" гораздо громче и убедительнее. Одна из самых известных его работ - "Две фигуры". На фоне воображаемого космоса мы видим два предмета, похожих друг на друга, но не похожих на что-либо из того, что окружает человека. Тот предмет, что слева - сплав изысканности и гармонии, его противоположность - прибитые друг к другу дощечки, воткнутые основанием в горшок. Если здесь и напрашиваются аналогии, то со сколоченным наспех игрушечным пистолетом. Чтобы зрители над замыслом художника не обливались слезами, под некоторыми полотнами Краснов поместил подсказки. "Двумя фигурами" оказываются Божественное творение и попытка то же самое создать человеком. "Повторить подвиг Создателя нам не по зубам" - то ли этикетка, то ли приговор.

На известном триптихе "Три художника", который объездил полмира, примитивист, кубист и сюрреалист ходят друг к другу в гости. Хвастаются своими шедеврами, пьют чай, любуются звездным небом. А ирония в чем? В том, что к кубисту никто не пришел. Проще надо быть - вот и все.

За "проще" в чете Красновых отвечает Елена. Пока муж ловит "вспышки" космоса, она лепит скульптуры. "Дочки-сыночки" - личное послание собственным детям. Создает агитфарфор - посуду с художественным смыслом. Никаких политических призывов здесь нет, неземной философии - тоже. На блюдцах, чайничках и сахарницах выведено: "Любить, творить, ценить красоту и быть радостными". "А что еще нужно землянину?" - говорит Елена. И ей почему-то очень хочется верить.

В красноярской Овсянке к 100-летию писателя откроется Национальный центр Виктора Астафьева
Актуальное искусство Красноярский край