10.12.2023 15:36
Экономика

В Москве усилили борьбу с безбилетниками

Текст:  Александр Мелешенко
Российская газета - Столичный выпуск: №280 (9225)
В общественном транспорте участились проверки по выявлению безбилетников. Пассажиров автобусов проверяют на конечных станциях и на маршрутах, активизировались контролеры и в трамваях, а также в метро, к тому же контролеры порой ходят в сопровождении полицейских. Горожане в соцсетях недоумевают: что случилось?
Ездить "зайцем" невыгодно. Дешевле купить 30-дневный проездной, чем заплатить штраф. / Петр Ковалев / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

В департаменте транспорта Москвы привели цифру: только в ноябре в городе таким образом "поймали" более 52 тысяч безбилетников. Целый небольшой российский город "зайцев"! Это, правда, меньше на три тысячи, чем было в октябре. Но зато больше, чем безбилетников было в это же время в прошлом году, - тогда в месяц ловили около 40-50 тысяч зайцев.

Впрочем, число пойманных нарушителей обычно зависит от частоты проверок - с увеличением их числа растет и количество выявленных безбилетников. В дептрансе признают: в целом пассажиры в столице стали более ответственными, чем, скажем, до 2010 года.

В Москве, напомню, весьма лояльная к пассажирам система взимания платы - если в метро на всех станциях есть турникеты, то в наземном транспорте никаких преград при входе в автобус, трамвай, электробус давно нет. Пассажир сам должен приложить карту к валидатору, зайдя в салон. На МЦД турникеты тоже есть не везде - и в Москве, и в Подмосковье хватает станций, где пассажиру нужно просто приложить карту к валидатору прямо на платформе.

При этом штраф за безбилетный проезд в Москве летом этого года вырос вдвое - с одной до двух тысяч рублей. "Ездить "зайцем" невыгодно, утверждают в дептрансе. - Дешевле купить 30-дневный безлимитный проездной на все виды наземного городского транспорта, чем один раз заплатить штраф", - подчеркивают в дептрансе. Тем более что попасться можно не раз и не два, а гораздо чаще, так как усиленные проверки транспортники намерены проводить и дальше, причем во всех округах Москвы.

"Иволга 4.0" успешно прошла все испытания. В следующем году она выйдет на новые МЦД

Эксперты говорят, что проблема безбилетников существует во всем мире. В любом городе часть пассажиров всегда пытается проехать бесплатно, независимо от цены проезда, условий оплаты, наличия турникетов и т.д. "Исследования разных лет, и в 1980-е годы, и совсем недавно, показывают, что, по самым скромным оценкам, транспортные предприятия, в том числе московские, теряют 25-30 процентов своей законной выручки за счет безбилетного проезда, - объяснил "РГ" научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - Такова примерная доля безбилетников. Причем не платят, как правило, не самые бедные, а скорее самые наглые - это просто их вызов обществу".

В свое время ощутимо сократить число безбилетников помогли турникеты, установленные в московском наземном транспорте, - но они в свою очередь тоже приносят транспортникам убытки, только другого характера. "Турникеты сильно замедляют посадку пассажиров, из-за чего увеличивается время обслуживания маршрута - вместо 60 минут на это уходят условные 75 минут. Содержание большого штата контролеров тоже стоит больших денег", - отмечает Блинкин.

Легкого и дешевого решения проблемы, по его мнению, не существует, так что усиление проверок дептранса вполне объяснимо - так он пытается сократить долю безбилетников даже не штрафами, а возросшим риском получить протокол и неприятный разговор с контролерами, а порой и с полицией. Сократить долю безбилетников в Москве должна и платная разблокировка карты "Тройка". С 1 декабря стала платной разблокировка транспортной карты "Тройка" - теперь за эту услугу возьмут почти 200 рублей. И теперь, если вы во время поездки по МЦД приложили карту к валидатору на входе, но не сделали этого на выходе, карта просто блокируется. А за ее возвращение к жизни в кассе попросят 198 рублей. Ранее разблокировку делали бесплатно, а еще до того карты вообще не блокировали - это позволяло недобросовестным пассажирам занижать стоимость своего проезда.

Общественный транспорт Москва