Ядром проекта стал театральный марафон эскизов по пьесам-победительницам II Всероссийского драматургического конкурса, куда принимались произведения, рассказывающие об истории Кирова-Хлынова-Вятки и выдающихся деятелях, так или иначе связанных с вятской землей.
Среди героев имена большой российской истории, культуры и науки: Петр Чайковский, Александр Грин, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Заболоцкий, ученые Константин Циолковский и физиолог Владимир Бехтерев. В конкурсе участвовали драматургические произведения, предназначенные для постановки на сцене театра кукол, ТЮЗа, драматического театра, а также драматургические тексты документального содержания, которые могут стать основой иммерсивных спектаклей, моноспектаклей, аудио-и театрализованных экскурсий.
Автор идеи и руководитель проекта - театральный режиссер Евгений Ланцов уверен: "Это прекрасный повод эмоционально вовлечь в изучение истории большое количество людей, тем более, что эскизы показываются не на театральной сцене, а на исторических площадках города".
В Вятском художественном музее им. Виктора и Аполлинария Васнецовых студентами курса режиссеров музыкального театра Екатеринбургского театрального института был представлен эскиз "Васнецовы" по пьесе Анастасии Ильиной на фоне полотен великих русских живописцев.
"Мы очень рады, что оказались в числе участников проекта "Механика памяти", - делится своими впечатлениями режиссер постановки, профессор Вера Маковкина. - Это не просто творческая лаборатория, это настоящий культурный марафон, охватывающий разные виды искусства. Главной идеей нашего показа стала во многом трагическая судьба русских художников, отличавшихся высоким порогом чувствительности и сумевших сохранить верность своим нравственным и духовным убеждениям в переломный момент истории России".
Зрительское впечатление от эскиза спектакля "Люди как люди" по пьесе Тамары Даниловой на площадке Граффити-полигона "Фантазариум", расположенного на двух этажах бывшего Станкостроительного завода, прекрасно выразила на обсуждении, состоявшимся после, студентка Вятского колледжа культуры, представившаяся Ириной.
"Мы всей группой не зря прогуляли пару! - бойко рапортовала она. - Мы ближе познакомились с судьбой нашего земляка Алексея Истомина, который основал в Кирове наш любимый ботанический сад! Но мы не знали, что это можно было сделать так весело и здорово!"
Динамичную, сделанную с большой изобретательностью, постановку студентов ЕГТИ, осуществленную под руководством мастера курса Вячеслава Белоусова, отметил Николай Коляда, который второй год является председателем жюри "Механики памяти": "Я посмотрел, что сделали ребята, господи, это надо возить по школам, показывать в каждом классе, постановка идет всего 30 минут! Чтобы школьники узнавали: "Ага, вот кто у нас был!". Такие вещи очень важны, особенно для молодых. Проект "Механика памяти" - очередной и очень яркий пример того, что может сделать один человек для большого города и огромного количества людей. Евгений Ланцов придумал механизм, чтобы появлялись пьесы, произведения о родном крае. А пьес второй год приходит очень много, читать их невероятно интересно. Я, ей-богу, завидую, и хочу что-то такое придумать у себя в Екатеринбурге, потому что это и называется "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".
К "Механике-2023" актеры "Коляда-театра" подготовили театрализованную читку по пьесе Дениса Орлова "Хождение по Вятке", посвященной известному этнографу и фольклористу Дмитрию Зеленину. Его роль исполнил Олег Ягодин, в котором зрительницы с удивлением узнавали "актера из сериалов". Здесь же в лофт-пространстве "КРИН" студенты актерского и режиссерского факультетов ГИТИСа представили постановку "Моли Бога о нас" по пьесе Светланы Шимоне.
В ее основе рассказ о самом массовом в России Великорецком крестном ходе, имеющем "вятскую прописку". Во втором эскизе "Ассоль. Гиперссылка, или Культ неудачника" зрителям предлагалось поразмышлять о феномене "бытового и литературного романтизма" на примере биографии Александра Грина, детство которого прошло в Вятке.
"Особенно интересной мне видится направленность проекта на вятское культурное самопознание, - делится впечатлениями театральный критик Капитолина Кокшенёва, - многие жители Кирова смогли лучше узнать себя за эти несколько дней. "Механика памяти" стимулировала написание пьес о разных исторических периодах города, но все они касались человеческих личностей. Так в пьесе "Моли Бога о нас", мы видим среди героев и вечных русских старух, и парня, прошедшего Афганистан, и иностранца, который пошел с крестным ходом, чтобы лучше понять нашу страну. Время в России всегда такое, что каждый из нас - в чем-то личность историческая. Мне лично очень важно, что ни в одной пьесе не было настроя на исторический нигилизм".
Команде "Механики памяти" удалось главное - заложить в проект матрицу, которая, резонируя с местным материалом, легко может быть расширена до всероссийского масштаба.