17.12.2023 20:10
Власть

Появилась новая схема мошенничества в общепите

Текст:  Ольга Игнатова Татьяна Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (9231)
За доставленный курьером товар могут потребовать оплату повторно. С такой ситуацией столкнулась обозреватель "РГ". Специалист поясняет, что на рынке встречаются подобные случаи мошенничеств.
Если возникло недопонимание, нужно фиксировать все переговоры с курьером. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Журналист решила заказать пиццу в одной из известных компаний. На сайте была опция выбора оплаты онлайн, оплата курьеру по карте или курьеру наличными. Расплатиться решила наличными (счет составил 1,8 тыс. руб.). Пришел курьер, доставил пиццу, получил деньги, выдал сдачу и чек.

Но на следующий день в мессенджер пришло сообщение, написанное с грамматическими ошибками: "Здравствуйте, вы вчера получили заказ, но забыли оплатить его. Укажите, когда вам будет удобно передать деньги курьеру, он подъедет, или же перешлите их на номер...". Журналист ответила, что оплата была произведена, и позвонила по основному телефону пиццерии. Там ответил работник заведения, который, не смущаясь, пояснил: "У нас у курьера не хватало денег в конце дня, и он подумал, что, наверное, вы забыли отдать". Пришлось ехать в заведение, чтобы решить проблему, предъявив чек.

Курьер, доставляющий товар и принимающий оплату за него, обязан выдать покупателям кассовый чек

В итоге владелец ресторана извинился и при этом признал, что случаются ситуации, когда доставщики теряют деньги или забывают оплату. Инцидент был исчерпан, но осадок остался. "Может быть две причины подобного поведения курьера. Первая - это фактор усталости: человек заработался, возможно, плохо себя чувствовал, и не запомнил, что оплата была проведена. В этом случае, впрочем, его должно убедить наличие у заказчика чека", - говорит адвокат Наталья Хурчакова. Но вполне возможен и второй вариант - мошенничество. "Подобные случаи уже имели место. Курьер, увидев, что заказчик, по его мнению, не представляет какой-либо опасности и вряд ли будет куда-то жаловаться, решил "испытать судьбу" и получить сумму за заказ еще раз", - отмечает юрист. Что нужно делать в такой ситуации? В первую очередь внятно объяснить курьеру, что за заказ было заплачено, прислать фотографию чека. Также необходимо связаться со службой доставки или пиццерией, в зависимости от того, чей это курьер, и объяснить им ситуацию, также представить чек. Кроме того, если курьер будет особенно назойлив, следует пригрозить ему написанием заявления в полицию о совершении преступления в виде вымогательства денежных средств. "Необходимо фиксировать все переговоры с курьером, включая переписку в мессенджерах и телефонные звонки. Эта информация затем может стать доказательством противоправных действий работника доставки", - подчеркивает Наталья Хурчакова.

Она особо отмечает, что курьер обязан выдать покупателям кассовый чек или бланк строгой отчетности. "Пункт 1 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-Ф3 гласит: контрольно-кассовая техника применяется на месте расчета в момент его осуществления с покупателем, за исключением расчета электронными средствами платежа через интернет. Таким образом, кассовый чек или БСО должен передаваться курьерской службой покупателю в момент расчета. Для этих целей организация может выдать курьерам мобильные ККТ (кассовые аппараты)", - добавляет юрист.

В Российском союзе туриндустрии предупредили о мошенниках, предлагающих бронирование отелей
Право