"История с заводом Hyundai имеет исключительно коммерческую подоплеку. До 2022 года предприятие выпускало более 200 тыс. автомобилей ежегодно и было сильно перегружено. Когда завод встал, часть оборудования законсервировали. По оценкам экспертов "Дрома", простой такого завода стоит от 300 до 500 млн рублей ежемесячно. В 2022 году "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" не работал семь-восемь месяцев - убытки от простоя составили более 18 млрд рублей. В этом году Hyundai Motor Company и Kia Motors Corporation, владельцы завода в Петербурге, недополучат еще больше - около 25 млрд рублей. Очевидно, что реальная сумма сделки не покроет убытков 2022 и 2023 года.
Включение в сделку опциона на обратный выкуп завода крайне маловероятно. Обычно по опциону продают действующий бизнес. Покупать по опциону убыточный завод, который не работает, не имеет смысла: покупатель может лишиться предприятия в любой момент. Он начнет вкладывать деньги - перенастраивать оборудование, договариваться с заказчиками, контрактовать поставку машинокомплектов, запчастей, - и вернется бывший владелец, воспользуется опционом и вернет себе завод за 10 тыс. рублей. В таком случае непонятно, как вообще могла состояться такая сделка.
С Hyundai может повториться ситуация, произошедшая с бывшим заводом Volkswagen в Калуге. "Авилон" не знает, что делать с автомобильным предприятием. Изначально там планировали выпустить партию автомобили Chery методом крупноузловой сборки, но сборка так и не началась. Кроме того, продолжается сокращение персонала", - отметил эксперт.