За последние десятилетия российские автомобилисты накопили большой опыт эксплуатации автомобилей разных стран. Ожидаемо среди автомобилистов больше всего оказалось тех, кто имел опыт владения машиной отечественных марок (68,1%). Сопоставимое число автомобилистов (45,4%) имеет опыт владения японскими машинами. Треть респондентов заявили о том, что владели (или продолжают владеть) автомобилями немецких и корейских марок (35,8% и 33,4% соответственно). Кроме того, ощутимая доля автомобилистов (в пересчете на всё население речь идет о миллионах человек) имела опыт эксплуатации автомобилей американских, китайских и прочих европейских (помимо Германии) марок. Накопленный внушительный опыт владения автомобилями различных марок позволяет россиянам иметь в той или иной степени обоснованные представления об их надежности.
Надежность машин ассоциируется у российских автомобилистов преимущественно с двумя странами - Японией (61,3% респондентов сказали, что именно эта страна приходит на ум, когда они слышат словосочетание "надежная машина") и Германией (25,7%). Остальные страны вносят в понятие "надежность" несущественный вклад - чуть более 10%.
Представления о том, что такое ненадежная машина, также достаточно консолидированы. Самыми ненадежными осенью 2023 года считаются российские (50,3% ответов на вопрос "Автомобили каких стран начинают "сыпаться" раньше всех остальных?") китайские (21,8%) и французские (14,3%). За пределами этого пула - так же, как и в случае с надежностью, чуть более 10% голосов.
В количественном аспекте надежной считается такая машина, которая прослужит не менее 10 лет. Эта оценка получена путем усреднения ответов респондентов на открытый вопрос, где им предлагалось вписать количество лет, которые прослужит надежная машина.
Следом применительно ко всем странам, фигурирующем в рейтинге надежности, задавался открытый вопрос: "Через сколько лет, по Вашему мнению, начинают сыпаться автомобили этих стран?". Эти оценки также усреднялись. В представлениях автомобилистов лидеры рейтинга и наиболее доступные в складывающейся рыночной ситуации российские и китайские автомобили начинают "сыпатья" в возрасте 3,5 и 3,3 лет соответственно. Основные опасения респондентов вызывают кузовная часть этих машин - почти 2/3 респондентов, заявивших о ненадежности российских и китайских автомобилей, назвали кузов самым проблем их местом (58,1 и 63,5% соответственно).
Немаловажным фактором надежности выступает постпродажное - гарантийное и постгарантийное - обслуживание. Российские автомобилисты привыкли к определенным стандартам, определенной культуре такого обслуживания. Более половины респондентов (58,4%) уверены, что эти стандарты сохранятся и в условиях доминирования китайских брендов. Почти половина российских автомобилистов (46,8%) считает, что стоимость обслуживания будет не выше того, к чему они привыкли. Треть считает, что обслуживание подорожает. При этом велика доля неопределившихся - вариант "затрудняюсь ответить" выбрали 14,3% респондентов.