В этом случае события в Сербии приобретут характерные черты украинского майдана образца 2014 года. Тем более, методички того времени по организации госпереворота размножены большими тиражами, а внешние условия складываются не в пользу выигравшей выборы коалиции "Александр Вучич - Сербия не смеет останавливаться". Уклончивое заявление наблюдателей ОБСЕ, признавших факт прошедшего голосования, но вместе с тем объявивших о множестве выявленных, с их точки зрения недостатков и злоупотреблений, создает необходимый фон для негативных оценок со стороны Запада. И если министерство иностранных дел Китая уже поздравило Сербию с "успешным проведением парламентских и местных выборов", то МИД Германии, напротив, объявил их "неприемлемыми для страны со статусом кандидата в члены Евросоюза". То есть фактически отказался признавать итоги плебисцита. Можно не сомневаться, что вслед за официальным Берлином аналогичными оценками поделятся другие "друзья Сербии" в европейском сообществе, включая руководство Евросоюза. Так что давление на президента Вучича будет серьезным и пойдет по нарастающей. А в случае возникновения в Белграде уличных беспорядков мгновенно появится команда европейских переговорщиков, которая начнет склонять главу Сербии к диалогу с оппозицией, переголосованию и т.п. А потом наплюет на достигнутые договоренности, обманет. Легко представить, что на возведенных противниками сербского президента уличных баррикадах появится и знакомый силуэт представителя Госдепартамента США с торбой печенек.
Хотелось бы ошибиться, но противостояние в Белграде приобретает знакомые по украинскому майдану нотки. Лидеры прозападного блока "Сербия против насилия" провели акцию протеста перед зданием Республиканской избирательной комиссии (РИК). После неудачной попытки ворваться в РИК, часть оппозиционеров вошла в помещение и отказалась его покинуть, объявив голодовку. На состоявшемся брифинге председатель РИК продемонстрировал журналистам большую сумку, в которой, по его словам, находились изъятые охраной ножи, дубинки и биты - с ними протестующие хотели войти в здание.
Нападению подвергся директор Республиканского управления статистики Миладин Ковачевич и его коллеги, которые выходили из избиркома. При этом полиция не вмешивалась в происходящее.
В отличие от прошлых лет, нынешние парламентские и местные выборы сербская оппозиция не стала бойкотировать - напротив, действовала напористо, опираясь на поддержку Евросоюза. В целом, она немного улучшила прежние результаты. В Белграде разрыв между сторонниками и противниками власти составил несколько процентов, и такая незначительная разница дополнительно повысила градус противостояния.
В Белграде прошла акция протеста после выборов в парламентОбещания Вучича вести страну европейским путем, которые тот неоднократно давал в ходе избирательной кампании, не в состоянии защитить Сербию от "майдана", если на Западе задумали его провести. С точки зрения Брюсселя, президент Сербии слишком честен и патриотичен. К тому же он обладает недостаточно "пластилиновым" характером, чтобы забыть о национальных интересах. Не говоря о преступном, по мнению европейских чиновников, желании Вучича не отказываясь от планов по вхождению Сербии в Евросоюз, продолжать выгодные для страны политические и экономические контакты с Китаем, Россией и латиноамериканскими государствами. А такая забота о сербских интересах уже не лезет ни в какие общеевропейские ворота…
В отношении подавшего заявку на вступление в Евросоюз Косово, Вучич также не изменил подходов, несмотря на ультимативное требование Еврокомиссии признать независимость региона. После выборов Вучич вновь назвал Косово и Метохию частью Сербии и обещал всегда их защищать.
Нынешний успех коалиции Вучича укрепляет политические позиции президента на переговорном процессе о вступлении Сербии в Евросоюз, дает ему возможность отложить на полгода (до формирования нового правительства - "РГ") переговоры с Брюсселем о присоединении Белграда к многочисленным пакетам антироссийских санкций.
Но события в Сербии приобретут совершенно иной оборот, если сербская оппозиция расшатает ситуацию в стране, заставит Вучича объявить новые выборы, или же в ходе протестов вынудит главу государства уйти в отставку. С точки зрения Запада, заигрывание с противниками Вучича однозначно стоит свеч, если по его итогам Сербия будет низведена до статуса "коврика" у порога ЕС, о который старожилы Старого света смогут пренебрежительно вытирать ноги.
Не сомневаюсь, что еще робкие шаги сербской оппозиции по организации "белградского майдана" с избиением чиновников и захватом правительственных зданий получат одобрение в институтах единой Европы и будут оправданы "народным гневом". Ради свержения президента Сербии там на многое закроют глаза, как они это делали в 2014 году ради благополучного завершения майдана украинского.