С соответствующей инициативой выступила группа депутатов. Правительство проект поддержало, правда, с определенными замечаниями.
Напомним, в Уголовном кодексе есть отдельная статья, наказывающая именно за мелкие взятки - до 10 тысяч рублей. Решение юридически разделить обычные взятки и мелкие было принято в свое время, чтобы стимулировать правоохранительные органы к борьбе с крупными взяточниками. Раньше в отчетности и чиновник, взявший миллион, и преподаватель, поставивший зачет за тысячу, выглядели одинаково. Понятно, что преподавателей ловить проще.
Но все же не стоит снисходительно относиться и к мелким взяткам. Любая коррупция недопустима. Причем нельзя ни брать, ни давать. "Статья о мелком взяточничестве распространяется на обе стороны взятки, то есть как на обычного человека, так и на должностное лицо", - подчеркнула член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, за мелкие взятки были осуждены более 2,7 тысячи человек. В это число входят и те, кто брал, и те, кто давал.
Среди фигурантов немало преподавателей, выставлявших платные оценки на экзаменах, и врачей, выписывавших липовые больничные. В свое время некоторые медики оказались под статьей за продажу фальшивых сертификатов о прививке от ковида. Стоила такая "услуга" недорого. Потому непривитый гражданин и прикрывший его врач шли по одной статье.
Бывают и относительно курьезные случаи. Не так давно в Новгородской области под статью попал 19-летний пешеход, задержанный за переход улицы в неположенном месте. Молодой человек предложил инспекторам ГАИ "решить вопрос на месте" за 500 рублей. Когда инспекторы отказались, парень решил, что они просто торгуются, и положил между передними сиденьями патрульного автомобиля тысячу рублей. Но нет, инспекторы не шутили, и в доказательство своих серьезных намерений отправили гражданина под суд. Если же предложение будет принято, мы сможем четко увидеть в статистике, кого чаще ловят за руку на мелких взятках: тех, кто берет, или тех, кто дает. Графы будут разделены.
Принципиальный момент: проектом повышаются санкции только для тех, кто берет. Для граждан, пытающихся решить вопрос на месте, наказания останутся прежними. Под ударом только начальники.
За дачу мелкой взятки, как и прежде, максимальное наказание будет до года лишения свободы. Если, конечно, обойдется без отягчающих обстоятельств.
Зато берущим будет грозить до двух лет лишения свободы. Если же мелкие взятки будут вымогаться или собираться организованной группой, то максимальный срок может вырасти до трех лет.
Организованную группу могут составить, например, преподаватели, поставившие на поток платные зачеты в университете, или врачи, организовавшие торговлю больничными.
Также сообщается, что, согласно проекту, при мелкой коррупции станет возможна даже конфискация. Опять же - она распространится только на получателей взяток. По словам экспертов, это значит, что смогут забрать орудие преступления. Например смартфон, если человек получил деньги через мобильный банк.
Бытовая коррупция страшна и вредна своей обыденностью. Привычка "позолотить ручку" начальнику должна стать для нас пережитком прошлого. Максимум, что можно сделать, это пожать руку начальнику за хорошую и четкую работу. Вот и вся благодарность. Так правильно.
Но важно, что в паре "гражданин - начальник" именно за начальником всегда остается последнее слово: брать или не брать. Потому представляется вполне разумным, что спрос с начальников должен быть строже.
Напомним, статья, наказывающая за мелкие взятки, появилась в Уголовном кодексе в 2016 году. С инициативой выделить мелкое взяточничество в отдельный состав преступлений выступил в свое время председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. На одном из Советов судей он пояснил, что за 2012-2014 годы 65 процентов уголовных дел о взятках касались сумм до 10 тысяч рублей. И лишь в 3 процентах дел речь шла о взятках более миллиона рублей. Чтобы правоохранители начали чаще риглядываться к тем, кто берет миллионами, и было решено изменить закон. Расчет в целом оправдался, считают эксперты. По данным разработчиков внесенного в Госдуму проекта, доля мелких взяток составляет примерно 20 процентов от всех преступлений коррупционной направленности.
Иными словами, любителей брать по-крупному действительно стали ловить чаще. Но не стоит смотреть свысока и на ценителей мелкой коррупционной добычи, подчеркивают авторы проекта. Они особо обратили внимание на тех, кто превратил мелкие взятки в систему.
"Очевидно, что систематические мелкие поборы с граждан, осуществляемые должностными лицами нередко в организованных формах, представляют гораздо большую опасность устанавливаемых разрозненных фактов дачи мелких взяток", - говорится в пояснительной записке.
Нередко такие преступления носят характер криминального бизнеса, подчеркивают разработчики проекта. "Например, систематическое получение взяток в размере до 10 тысяч рублей в вузах, в лесной отрасли, коммерческого подкупа - в системе жилищно-коммунального хозяйства или подготовки водителей, - продолжают они в пояснительной записке. - Притом что единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, чем тяжкие проявления взяточничества. Совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером".
Кстати, несколько лет назад пленум Верховного суда России в своем постановлении фактически расширил понятие взятки. Согласно разъяснениям Верховного суда, под статью подпадает не только классическое подношение в конверте, но любая форма расплаты с должностным лицом, в том числе какими-то услугами.