20.12.2023 12:36
Культура

Вятский фестиваль "Механика памяти" расширил границы

Текст:  Алексей Малышев
Российская газета - Неделя - Приволжье: №285 (9230)
В Кирове завершился основной этап фестиваля "Механика памяти". В текущем году помимо драматургии программа была расширена за счет других направлений.
Музыкальный фестиваль органично вписался в общий замысел "Механики памяти" / Светлана Клепикова / Механика памяти
Читать на сайте RG.RU

Проходивший в 2022 году фестиваль задумывался его организаторами в первую очередь как своеобразное соревнование для драматургов, которое должно было побудить их к созданию пьес, отражающих отдельные аспекты из прошлого города Кирова. Однако в текущем году организаторы перешагнули за эти рамки. Благодаря муниципальному гранту по программе "Город добрых соседей" в начале осени возникла возможность отдельно представить несколько театральных эскизов по произведениям, посвященным жившим и работавшим на Вятке русским ученым.

В декабре за счет финансирования федерального Фонда культурных инициатив состоялся основной этап фестивальной программы. Он, помимо ставшей традиционной драматургической составляющей, включил в себя семинар для поэтов и серию концертов, в ходе которых студенты Московской консерватории и музыканты из Кирова исполнили произведения вятских композиторов (к ним можно отнести и П. И. Чайковского, который родился на территории Вятской губернии).

Можно сказать, что организаторы фестиваля постепенно переходят от узкой цели создания драматургической библиотеки к более широкой задаче - пробуждению на Вятке культурной жизни.

Оркестр Мариинского театра представит в Москве предновогоднюю программу

- Мы всегда оглядываемся на столицу, не замечая то, что есть у нас, пытаемся быть третьими, пятыми. Лучше быть первыми здесь, а не стоять в очереди за столичными ценностями. Хотя и их отрицать нельзя. В этом году вятские драматурги обиделись на то, что в финал попали одни москвичи. Это говорит о наличии интереса среди местных авторов, что уже хорошо. Это должно их стимулировать. Плюс началось движение среди поэтов, музыкантов. А это одна среда, - поделился своим видением процессов один из организаторов фестиваля театральный режиссер Евгений Ланцов.

Организаторы отмечают, что в текущем году на конкурс представили свои пьесы многие опытные драматурги, известные в профессиональной среде. Например, московская писательница Елена Исаева создала пьесу "Ассоль. Гиперссылка, или Культ неудачника" специально для "Механики памяти", чтобы осветить отдельные моменты из жизни вятского уроженца Александра Грина.

/ Архив фестиваля "Механика памяти"

Автор пьесы попыталась провести параллели между жизнью и образами Грина и современной действительностью, вплетая эпизоды из биографии писателя-романтика в историю из нашего времени. Поставленный на ее основе студентами ГИТИСа эскиз спектакля вызвал бурную дискуссию среди как профессионалов, так и обычных зрителей. Кто-то посчитал такое объединение интересных сюжетных линий несколько искусственным, других оттолкнуло депрессивное окончание. Екатеринбургский режиссер Николай Коляда раскритиковал саму постановку, сочтя ее скучной. В то время как московский театральный критик Капитолина Кокшенева категорически не согласилась с подобной оценкой. Она положительно отозвалась о динамике представления и отметила наличие баланса между разными сюжетными линиями. В любом случае наличие подобных дискуссий подчеркивает живой интерес к театральному действию, происходившему на импровизированной сцене в одной из городских библиотек.

Это только маленький кусочек большого культурного проекта, организаторы которого среди прочих ставили перед собой задачу расшевелить культурную жизнь города и региона. Сейчас они только приступают к анализу подведению итогов. Несомненно лишь то, что "Механика памяти" уже стала важным элементом и стимулом для создания новых творческих продуктов. Тем более это актуально для города, который в 2024 году отметит свое 650-летие.

Культура Киров