Идея принадлежит главе компании "Бродвей Москва" Дмитрию Богачеву, успешно сотрудничавшему с знаменитой Stage Entertainment и великолепно знающему механизм бродвейских шоу, законы их восприятия зрителями. Что в Америке, что у нас у мюзиклов совершенно особая публика. Все способности к критическому восприятию действительности она оставляет дома и приходит в зал порадоваться несмотря ни на что. Она готова хохотать над невзрачной шуткой, отзываться на любой зов со сцены, подпевать мелодиям, подыгрывать актерам и пританцовывать в креслах. Она права: нужно же где-то прочищать мозги, глаза и уши, дать им отдохнуть от лабиринтов искусства и жизни.
С родной землей шоу связывает родство с капустником - вкус непритязательной импровизации его принцип. В городке Семиозерске директор камвольно-суконного комбината в честь юбилея свадьбы делает подарок жене - мюзикл по песням АВВА. На постановку он отвалил денег любительскому театру "Отверженные". Воодушевленный обещанием в случае успеха отдать театру зал Дворца культуры, режиссер Пучков приступает к репетициям.
Перед нами "бэкстейдж-мюзикл" - спектакль о театральном закулисье, о том, как ваяется сенсация. И программка спектакля напомнит нам о его предшественниках - классике типа "42-й улицы", "Кордебалета" или "Продюсеров".
Сценограф Максим Обрезков выстраивает пространство "навыворот": мы в глубине сцены, перед нами актеры и за ними - пока пустой зрительный зал, трансформирующийся в антураж будущего шоу (изобретательная работа видеодизайнеров Дмитрия Левковского и Марии Монаковой). И все треволнения рождения шедевра - как на ладони. Треволнений много, и они для таких сюжетов стандартны: загремела в больницу исполнительница главной роли, и нужно срочно ее заменить, а главное, всё новые идеи осеняют спонсора, приходится на ходу менять тексты.
Параллельно выстраивается знакомая фабула "Мамма миа": героиня готовит к свадьбе дочку, на церемонии должен быть ее отец, но мама не знает, кто из трех ухажеров одарил ее такой красоткой. Однако и эта фабула пошла не так: спонсор требует то вставить в шоу любимую песню, то отдать главную роль теще. Назревающие катастрофы и их преодоление и составляют сюжет вечера.
Идея благодарная: можно и мелодии, любимые в поколениях, вернуть на сцену, и всласть поозорничать, благо сюжет этого требует. В таком кавардаке даже понятные для премьеры накладки (сбои ритма в первую очередь) сойдут за художественную необходимость: капустник-игра как для сцены, так и для зала, в котором, прямо среди кресел, стартует действо.
Но мне показалось, что автор пьесы опытный Сергей Плотов не использовал все возможности стартовой идеи - в ход пошли приемы шаблонные и предсказуемые, поэтому и роли прописаны поверхностно. Что частично лишило шоу неожиданностей и внутренней динамики. Не одарила нас остроумными сюрпризами и режиссура Анны Шевчук. Выручают актеры, которые, по-моему, чувствуют эти прорехи и стараются их заполнить энергетикой, сражая публику безупречной пластикой, азартом и вполне приличным "мюзикальным" вокалом. Я даже не берусь выделить из премьерного состава кого-то главного: у каждого есть звездный час, каждый имеет возможность блеснуть талантами. И неузнаваемо преобразившийся Александр Матросов в роли бедолаги, на грани инфаркта, продюсера Беленького. И пришедший из Московской оперетты Александр Бабик в образе режиссера Пучкова. И "мамма миа" Юлия Чуракова, ставшая знаменитой после триумфа в телепрограмме "Большой мюзикл". И незабываемый Медведь из "Обыкновенного чуда" Павел Левкин в роли поигрывающего мускулами спортсмена Петровского. И пока менее известные Елизавета Виноградова, Денис Румянцев и Никита Смольянинов.
За музыкальную часть отвечает талантливый Артур Байдо, пару лет назад так увлекательно аранжировавший "Сильву" Имре Кальмана, что фактически дал хрестоматийной музыке новые современные звучания. С хитами, составившими "Мамма мимо", он обошелся более робко, не предложив столь же ярких находок. Звездный состав постановщиков счастливо дополняют дирижер Мариам Барская, недавно блеснувшая в международном проекте "Бульвар Сансет", и хореограф Ирина Кашуба, даже в спартанских условиях маленькой труппы умудрившаяся снабдить шоу сгустком энергии, заряжающим зрительный зал надолго и всерьез. Спектакль наберет ритм, прорехи затянутся, но публика уже теперь в восторге, а это в "мюзикальном" бизнесе - главное.