В целом по стране этот показатель составляет 64 процента. У тенденции есть веские основания. Любое дорожное происшествие - это не только стресс для водителей и пассажиров, но и потеря времени на ожидание аварийных комиссаров и разбирательства. Цифровизация избавляет автомобилистов от волокиты, правда, предполагая ряд условий.
- Электронное урегулирование возможно, если участниками ДТП оказались две машины и нет пострадавших. Водители должны иметь на руках полисы ОСАГО. Если у них нет разногласий, то пострадавший сможет получить до четырехсот тысяч страхового возмещения. Если есть - выплата будет ограничена суммой в сто тысяч рублей, - поясняет председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - В целом, благодаря упрощенной процедуре, урегулирование последствий аварий на дорогах сейчас проходит гораздо оперативнее, жалоб к правозащитникам становится меньше, а сторонников цифрового оформления - больше.
С лета этого года вступили в силу поправки в федеральный закон об ОСАГО в части урегулирования убытков. Теперь можно самостоятельно сделать снимки, оформить документы на месте ДТП и подать заявление через портал "Госуслуги" или с помощью мобильного приложения "Госуслуги Авто".
По данным ноябрьского опроса рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов", 64 процента водителей предпочли этот способ стандартной процедуре. Среди молодежи сторонников "цифры" еще больше - 83 процента.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), ежемесячно в стране осуществляется до тринадцати тысяч фотофиксаций с мест аварий - в два с лишним раза больше, чем в 2022-м. Мониторинг свидетельствует также, что 82 процента автомобилистов удовлетворены урегулированием убытков по ОСАГО. За два года показатель вырос на двадцать процентов.
- Это говорит о том, что система совершенствуется и подстраивается под нужды автовладельцев, даже несмотря на кризисную ситуацию на рынке. 91 процент респондентов считает "автогражданку" полезным продуктом, - отметил руководитель профильной рабочей группы ОНФ Петр Шкуматов.
Тем временем проблема отсутствия страховых полисов у водителей не теряет актуальности. Хотя наличие страховки сотрудники ГИБДД проверяют, как правило, только на месте аварии, случаев некорректного оформления полисов ОСАГО или отсутствия таковых очень много.
В числе главных нарушителей - водители такси. По данным РСА, только сорок процентов из них владеют полисами ОСАГО, хотя с 1 сентября этого года за отсутствие страховки водителя должны лишить разрешения на перевозку пассажиров. И пассажиры в последнее время отмечают резкое подорожание услуг такси. В Омске в морозы утром цены колеблются в пределах сорока-шестидесяти рублей за километр, а в вечерний час пик доходят до девяноста рублей. Водители объясняют это подорожавшим ремонтом, огромным утилизационным сбором на новые иномарки, дефицитом кадров, связанным с запретом работать в такси людям, не имеющим местной прописки, и другими сложностями, которых прежде не было. А также дорогой страховкой.
В сентябре прошлого года для большинства категорий автовладельцев Банк России расширил коридор базового тарифа на 26 процентов. Это было сделано по причине значительного подорожания автомобильных запчастей. А в нынешнем апреле обновлено значение коэффициента бонус-малус. Для аккуратных водителей с безаварийным стажем не менее десяти лет он составляет 0,46. Для неаккуратных - 3,92. Тарифы действуют до 31 марта 2024 года, а там снова пойдут в рост.
Статистика РСА свидетельствует о том, что таксисты в семь раз чаще, чем остальные водители, становятся виновниками ДТП. А средняя цена действующего полиса составляет порядка тридцати тысяч рублей.
- Тем не менее для большинства автовладельцев это совсем не дешево. Значит, те же таксисты будут искать возможность избежать трат либо работать на теневом рынке. Одни купят дешевый фальшивый полис. Другие страховку рядового автомобилиста, а не водителя такси, - поясняет Игорь Пушкарь. - На мой взгляд, некорректно ведут себя и некоторые страховщики, которые постоянно говорят об убыточности ОСАГО, аргументируя этим повышение тарифов. Но ведь если дело не приносит прибыли, от лицензии всегда можно отказаться. А этого пока не происходит.
Евгений Уфимцев, президент Российского союза автостраховщиков:
- Статистика МВД не отражает всю полноту картины высокой аварийности такси, которую видят страховщики. Она учитывает только ДТП с вредом здоровью или жизни. А аварии, в которых ущерб причинен нескольким машинам, в статистике МВД учитываются как одно событие. Что касается аргумента о подорожании стоимости поездок для пассажиров из-за ОСАГО, их также опровергает статистика. В среднем по стране стоимость "автогражданки" на одну поездку составляет всего 3 рубля 74 копейки.