21.12.2023 15:28
Культура

В Концертном зале Чайковского проводили Год Рахманинова

Текст:  Айдана Кусенова
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (9237)
Ознаменованный двумя грандиозными событиями - 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова и XVII Международный конкурс им. П. Чайковского - этот год стал богатым на музыкальные мероприятия. Такого ажиотажа давно не было! А проведение столь масштабных проектов в нынешнее непростое для всех время дорогого стоит и достойно высочайшего уважения.
/ Предоставлено пресс-службой ФГБУК РОСКОНЦЕРТ
Читать на сайте RG.RU

Накануне Нового года музыкальная столица решила подвести итоги на большом праздничном концерте, прошедшем 19 декабря в Московской филармонии - в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Вновь на уже ставшую родной сцену вышли лауреаты XVII и Международного конкурса им. С. В. Рахманинова и Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Широкие фойе и сам концертный зал украшены невероятным зимним декором, будто вы буквально оказываетесь в сказке. Красочность вечера была подчеркнута художниками даже во время музыки - каждый концертный номер освещался под определенный цвет и картинку. А для полного погружения пустили в ход дым-машину, тем самым публика оказалась в едва уловимой воздушной дымке.

В качестве зимней увертюры для каждого отделения были выбраны знаменитые отрывки из сюиты "Метель" Георгия Свиридова. Российский Национальный Оркестр под управлением Клемана Нонсье (Франция) на высоком уровне исполнил "Зимнюю дорогу" и "Вальс". Лишенный резкости Клеман запомнился публике еще с Конкурса Рахманинова, завоевав заслуженное II место. Спустя год, набрав опыта работы и жизни в России, в его руках чувствуется уверенность перед авторитетным коллективом, который не спустит слабину. Деликатно Клеман работал с солистами, для которых сцена Московской филармонии давно стала родной.

Конкурс Чайковского в этом году стал негласным символом победы искусства над неистовым миром. Участники насчитывают географию больше 40 стран, а онлайн-трансляции побили все рекорды. Общепризнанный мировой эталон открыл в этом году новые таланты, за которых болели в дни прослушиваний и чествовали еще очень долго теплыми приемами.

В Московской филармонии сыграли "Оpera" Десятникова

Прошло полгода, а значит пришло время для осмысления - каждый артист, громко заявивший о себе летом, вырос в творческом плане. Кто-то исполнил свою визитную карточку, а кто-то решил показать свои новые грани. Так, лауреат I премии Ким Ке Хи (Южная Корея, скрипка) также блистательно исполнила концерт для скрипки Чайковского. А вот для Джорджа Харлионо (Великобритания, фортепиано) переосмысление себя как музыканта дало полную свободу мыслей. Не боясь третейского судьи, в Первом фортепианном концерте Чайковского Джордж смело, но без бунтарства, экспериментировал с динамикой и артикуляцией. При этом на сцене пианист чувствовал себя настолько гармонично и комфортно, что не упускал случая игриво улыбнуться, с детским любопытством разглядывая зрителей. Иван Сендецкий (виолончель, Россия) показал себя как тонкого лирика, выбрав размеренную программу - соло для виолончели из балета "Спящая красавица" Чайковского и совершенно проникновенный Вокализ Рахманинова в переложении для виолончели с оркестром.

Эффектные образы из оперных страниц Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова воссоздали талантливые Максим Лисиин (Россия, баритон) и обладатель Гран-При Конкурса Зинаида Царенко (Россия, меццо-сопрано). На концерте прозвучали всеми любимые номера, среди которых романтичная ария Князя Елецкого "Я вас люблю" из оперы "Пиковая дама" Чайковского, светлая ария Ольги "Я не способна к грусти томной" и ставшая народной ария Леля из оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова.

Конкурс Чайковского в этом году стал негласным символом победы искусства над неистовым миром

Единственный представитель категории духовых инструментов Семен Саломатников (Россия, труба) для первого выхода выбрал Арию Ленского из оперы "Евгений Онегин", надо сказать, что инструмент юноши буквально пел словами Пушкина. Ну, а ближе к фееричному завершению вечера Семен взбудоражил публику виртуозным "Полетом шмеля" Римского-Корсакова.

Масштабный марафон Рахманинова закрыли не менее масштабными Вариациями на тему Паганини, исполненными Иваном Бессоновым. В них Рахманинов раскрыл себя как композитор в полной мере, незамысловатая тема великого скрипача развернулась в самых неожиданных стилях и формах, с богатой колористичной оркестровкой.

Юбилей Сергея Васильевича в этом году отпраздновали очень пышно. Выставки, концерты, вернисажи, современные проекты, фестивали, лекции, конференции - не сосчитать сколько всего событий было проведено! Одна только цифра: 65 часов прозвучавшей музыки в целом будоражит воображение. Каждый город от Пскова до Южно-Сахалина внес свой вклад, присоединившись к всеобщему празднику.

В грядущем 2024 году эстафета передается юбилярам Михаилу Глинке (220 лет со дня рождения), Николаю Римскому-Корсакову (180 лет со дня рождения), Альфреду Шнитке (90 лет со дня рождения) и другим. Масштабы и форматы проведения могут абсолютно разными, но не это главное. Главное, чтобы праздник музыки не прекращался.

Классика