25.12.2023 07:00
В мире

Китайское традиционное искусство каркасного строительства попало в список ЮНЕСКО

Текст:  Айцин Фан
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (9237) Российская газета - Спецвыпуск: Китайский взгляд №292 (9237)
Успех китайской деревянной архитектуры основан на трех ключевых элементах: свойствах древесины, ремесленниках и изысканном мастерстве, передаваемом из поколения в поколение. Примерами такой архитектуры могут служить величественные императорские дворцовые комплексы, подобные Запретному городу в Пекине или элегантным Классическим садам в Сучжоу, провинция Цзянсу.
Зал Высшей Гармонии в Запретном городе - прекрасный образец традиционного деревянного каркасного зодчества, с успехом прошедшего испытание временем. / Ян Шаочуань / для China Daily
Читать на сайте RG.RU

Деревянное зодчество позволило обычным людям жить в простых и аккуратных традиционных китайских домах с двориками (сыхэюань) в Пекине, в строениях, возведенных в стиле хуэйчжоу- с белоснежными стенами и крышами, укрытыми черной черепицей. Такой стиль был популярен в провинциях Аньхой, Чжэцзян и Цзянси.

Традиционные китайские деревянные строения обычно используют крупные элементы каркаса - колонны, балки, пролеты, систему подкровельных кронштейнов (доугун) и врезные угловые соединения (суньмао).

Суньмао состоит из двух элементов. Выступающая деталь, тенон (сунь), вставляется в деталь с выемкой- мортизу (мао). При этом каждая из них служит опорой и ограничителем для другой, обеспечивая стабильность и гибкость соединения, делая его достаточно прочным, чтобы выдерживать землетрясения.

В 2009 году ЮНЕСКО внесло китайское традиционное искусство деревянного каркасного строительства в список Всемирного нематериального культурного наследия человечества.

Российские архитекторы посетили Китай для обмена опытом

Древние ремесла, сближающие нас с природой и передающие романтизм старины, конечно, сохраняются, но их практичность вызывает сейчас сомнения. Кажется, что в современном мире, где доминируют небоскребы со стеклянным армированием и функциональные бетонные кварталы, им нет места.

И все же, вопреки тренду на создание высоких, просторных и прочных зданий, некоторые архитекторы решительно настроены сохранить актуальность использования дерева в строительстве.

Лу Яоцзу родился в 1949 году в семье плотников в Сучжоу. С 16 лет он изучал плотницкое дело под руководством своего отца, используя арсенал из более чем сотни инструментов. Лу начинал с самых азов: рубки, распилки и обработки стамеской.

За свою почти 60-летнюю карьеру он не только занимался проектированием, строительством и восстановлением старинных сооружений, но и способствовал популяризации культуры классических городских садов. Среди его проектов - сад в стиле династии Мин в Нью-Йоркском музее Метрополитен, Китайский сад Лан Су в Портленде (штат Орегон, США) и другие сады во Франции, Японии и Сингапуре.

Лу - плотник в пятом поколении. Он перенял богатый опыт своей семьи, принадлежащей к Сяншаньской группе плотников, названной в честь района в Сучжоу.

Как отмечает Мэн Линь, доцент Школы искусств Сучжоуского университета, мастера Сяншаня славятся экономным использованием материалов, отсутствием излишеств в декоре и стремлением к новаторству в формах и конструкциях. Их методы входят в число четырех школ ремесел, включенных в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО в 2009 году.

Три другие школы плотнического искусства, ориентированные прежде всего на создание жилых зданий, зародились в Пекине, в старинном Хуэйчжоу (ныне территория провинций Аньхой и Цзянси) и на территории южной провинции Фуцзянь.

Китайский сад Лан Су в Портленде. / Предоставлено China Daily

Среди плотников Сяньшаня выделяется Куай Сян, представитель ранней династии Мин (1368-1644 гг.). Считается, что он был одним из главных архитекторов Запретного города. Именно он спроектировал и построил ворота Тяньаньмэнь - главный вход в императорский дворец - и три основных зала, включая Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии - самый большой зал Запретного города в Пекине, Китай), где проводились важные императорские церемонии.

Зал Тайхэдянь выделяется своей грандиозностью. Его двускатную крышу, покрытую более чем 80 тысячами золотых глазурованных черепиц, поддерживают сложная балочная конструкция и 72 колонны.

Под карнизом крыши расположены 650 систем кронштейнов доугун, которые соединяют балочную конструкцию и колонны, позволяя равномерно распределить вес крыши.

Плотники Сучжоу использовали те же приемы для создания изящного стиля, напоминающего архитектуру Цзяннаня, расположенного к югу от низовий реки Янцзы. Этот регион считается воплощением изящества и простоты и были воспеты древними литераторами.

По словам Сюй Цзифаня - племянника и продолжателя дела Лу в шестом поколении, - выступающие карнизы создают ощущение легкости. Превращение тяжелых прямых деревянных балок в изящные искривленные формы, а также необходимость адаптации построек к новым условиям, вызванным технологическим прогрессом, стали вызовами для каждого мастера-плотника.

Китай в сутки строит жилье для ста тысяч человек. В сутки!

Лу Яоцзу считает, что архитектурные сооружения, выполненные с использованием традиционных строительных материалов, получают право на новое прочтение с позиции современной физики.

Хуа Ли - один из экспертов в области теории и практики современной архитектуры. За свою профессиональную деятельность он реализовал несколько проектов деревянных зданий. Его интересует потенциал традиционных строительных материалов и их вклад в формирование жилой архитектуры по всей стране.

В 2017 году в деревне Тася уезда Наньцзин провинции Фуцзянь Хуа Ли руководил проектом по реконструкции пяти старых зданий под коммерческий курорт Tsingpu Tulou Retreat. Три из них - глинобитные строения прямоугольной формы, возведенные в конце правления династии Цин (1644-1911).

Хуа Ли подчеркивает, что его целью было сохранить оригинальные деревянные элементы, улучшив при этом тепло- и звукоизоляцию, освещенность, гидроизоляцию и огнестойкость, то есть все самое необходимое для высококлассного отеля. В то же время эти изменения не должны нарушать общую атмосферу старины. Таким образом, Хуа поддерживает мысль о том, что современные архитекторы могут черпать вдохновение в эстетике традиционной китайской архитектуры.

Китай