Сначала "Щелкунчик" - мультфильм, а для кого-то и балет со сказочной музыкой Петра Ильича, потом и сам Гофман. "Ночь перед Рождеством, или Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя - Рождество, понятно, писали в те времена с маленькой буквы. За Гоголем Лев Николаевич, с описанием празднования Святок: пройдут годы, и мы точно будем знать, что Святки, Святые дни - время от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника. А потом была "Рождественская песнь в прозе" Диккенса о чуде перерождения человека, и "Дары волхвов" О. Генри - тоже о чуде, чуде любви.
Конечно, советские словари, объяснявшие, кто такие эти непонятные волхвы, не могли донести всю глубину дивного рассказа. Но сердце чувствовало: где-то не то что когда-то случилось, нет, каждый год случается Рождество. Тайна и чудо, связанные с любовью. В 1991 году нам вернули торжество Рождества, и как же быстро мы к нему привыкли! А ведь праздник Рождества Христова парадоксален. С одной стороны, это почти сказочный, невероятно близкий и понятный даже детям, день: елки; Младенец в яслях; Его Мать, спеленавшая родившегося, и, как все матери, закрывающая беззащитное Дитя от холода этого мира.
Звезда, вдруг загоревшаяся во тьме ночи. Восточные мудрецы, волхвы-звездочеты, с загадочными именами - Балтазар, Гаспар, Мельхиор, бредущие где-то там по пустыне на свет новой звезды. Упорно преодолевающие долгий опасный путь, чтобы поклониться Богомладенцу, несущие Ему недетские подарки: золото, как Царю; ладан, как Богу; смирну, как смертному. Не один день - века, тысячелетия! - ищущие на просторах Вселенной крохотную точку: не царские чертоги, загон для скота, временное прибежище никем не принятых бездомных - Марии, Иосифа, Младенца.
В этой неведомой точке - отныне и навсегда! - средоточие, эпицентр всего в нашем мире. Подвигов тех, чье сердце отозвалось на призыв Божественной любви. Поисков ищущих и взыскующих. Злобы безумных и ненавидящих: неистовый Ирод уже готов зарезать всех младенцев - лишь бы среди тысяч оказался Он, Единственный. Эта точка, этот тихий огонек Вифлеемской пещеры - отныне сердцевина мироздания. Начало отсчета нового времени.
Леденящие порывы ветра, с гулким шумом и свистом налетающие, бьющиеся, рвущиеся туда, внутрь Вифлеемского убежища, и тепло дыхания жизни этого временного пристанища Святого Семейства. Блеянье беспокойных овец, томность волов, жующих свою вечную жвачку, чуткий сон Богоматери, вещий сон Иосифа Обручника и тихая тайна посапывающего - как все дети во сне - Богомладенца.
Звериная жестокость мира, равнодушного ко всему, кроме своего сытого благополучия. И жар любви. Любви настолько полной, настолько жертвенной, настолько готовой отречься от всего своего, что отныне она, эта воплощенная Любовь изменит наш мир. Сделает его другим. Новым. Даст ему, нашему миру, не просто новое летоисчисление, новое измерение.
Вот это рождение, появление в нашем мире такой Любви мы и празднуем в день Рождества Христова. Сказка? Нет, чудо. То есть то, что можно прочувствовать сердцем, но трудно объять умом. Чудо Боговоплощения.
"Бог, во Христе, - пишет митрополит Антоний Сурожский, - явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку таким, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности".
Бог сделал шаг Любви нам навстречу, из Любви к нам умалив Себя - то есть, сделав Себя меньше - до нас, таких малых, таких немощных, таких смертных! И мир изменился. Мир стал другим. Потому что отныне, каждый раз, когда ты одинок, слаб и болен, когда ты не понят, предан, отринут или забыт, тебе есть к Кому воззвать. Потому что отныне есть Тот, Кто тебя услышит. И это главное, что надо знать про праздник Рождества Христова. Но зачем Бог сделал это? Зачем Богу эта уязвимость? Зачем Богу страдания? Крестный путь, поругание, Распятие? Крестная смерть? Священномученик II века Ириней Лионский так сформулировал ответ на эту тайну - тайну Боговоплощения и Любви: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом".
Как провести Рождественские каникулы
С 27 декабря 2023 г., среда - 6 января 2024 г., суббота. Продолжение Рождественского поста, установленного для подготовки нас к встрече Рождества Христова.
31 декабря 2023 г., воскресенье - 6 января 2024 г., суббота. Последняя неделя Рождественского поста. Для верующих это дни самого строго поста. Поэтому, не гордясь "своей праведностью" и не упрекая окружающих, шумно празднующих Новый год, верующие стараются 31 декабря помолиться в храме. Пост касается не только еды и алкоголя, но и развлечений.
1 января, понедельник. Церковь чтит память мученика Вонифатия (III век), покровителя трезвости. Мученик Вонифатий был алкоголиком, но, по вере своей во Христа, исцелился и, закончив жизнь мученически, был причислен к лику святых. В храмах 1 января читают молебны святому покровителю тех, кто борется с алкоголизмом и наркоманией. Приходят на церковную молитву и борющиеся со страстью, и близкие зависимых.
6 января, суббота. Рождественский сочельник. Строгий пост. Если соблюдать все правила, то есть в этот день можно только раз, "после первой звезды". Ее в храмах символизирует зажженная свеча, которую выносят в центр церкви во время утренней службы 6 января. Едят в сочельник сочиво - блюдо из вареной пшеницы или риса с медом. Те, кому такой пост не по силам, просто ограничивают себя в еде и развлечениях в честь ожидания Рождества. Вечером Рождественского сочельника стараются исповедоваться, в ночь на Рождество причаститься.
7 января, воскресенье. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии. Праздник начинается в ночь с 6 на 7 января, в 23 часа, со Всенощного бдения и Божественной литургии, и длится вплоть до 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова. Во время литургии верующие стараются причаститься. После ночного богослужения - праздничная трапеза, можно есть непостную пищу (мясо, молочное, яйца).
7 января, воскресенье - 17 января, среда. Святки (святые дни). Отменяется пост, запрещены бракосочетания. Церковь выступает против гаданий и прочих "бесчинств суеверия". Рождество и Святки - время благотворительности, помощи ближним - в честь радости о Родившемся Христе.