Из Москвы в Тулун
Город Тулун с населением около 38 тысяч человек - "поднятая целина", "Сибирская Кубань" и "угольное сердце" Иркутской области. Добраться до него не так то просто: самолетом до Иркутска шесть часов и столько же еще от областного центра на автомобиле либо на поезде. А по дороге можно попасть в Мальту, правда, не на остров в Средиземном море, а в село, появившееся, кстати, куда раньше одноименного островного государства. Только ударение ставится по-другому: не МАльта, а МальтА. Для сибирской МальтЫ туризм тоже понятие не чуждое: проезжающие фотографируются со скульптурой мамонтов, посвященной стоянке первобытного человека, которая была здесь обнаружена вместе с костями древних животных. Найденные в этих местах Мальтинские венеры хранятся в Эрмитаже. Это женские фигурки, изготовленные из бивня мамонта.
Рядом с древностью - достижения современной цивилизации. Из Братска до Иркутска можно доехать на электромобиле - местная энергетическая компания установила на всем этом маршруте сеть зарядных станций. За стеклом автомобиля мелькают суровые сибирские названия населенных пунктов: Зима, Ухтуй... Попутные грузовики везут шины для карьерных самосвалов радиусом почти с ширину шоссе.
Добро пожаловать на разрез
Прибыли на разрез в Тулунский район. Не зря только что мы говорили про мамонтов. Там, где сейчас мороз и снега, сотни миллионов лет назад были тропические леса. Деревья падали, на их месте вырастали новые, слой за слоем аккумулируя в своих стволах энергию Солнца. Потом климат изменился, пришли люди, сняли верхний "нетропический" слой и добыли эту сохранившуюся солнечную энергию в виде угля.
В конце 19 века в Тулун прибыл первый поезд, стала развиваться угольная промышленность, ведь стране нужно было огромное количество угля для поднятия экономики. Сейчас топливо берут на открытых угольных разрезах - Азейском и Мугунском. В этом году здесь добыли плановые 8 млн тонн. Нехитрая арифметика показывает, что если продолжить добычу на этом уровне, местных запасов хватит на 300 лет. Так что у следующих поколений есть время подумать, откуда брать энергию дальше. А пока тут работают более трех десятков большегрузных самосвалов, в том числе больше десяти БелАзов, восемь шагающих экскаваторов и другая техника. Отгрузка происходит в вагоны, но, чтобы все это заработало и техника добралась до пластов угля (они залегают горизонтально, попарно, имея толщину около четырех и 12 метров), нужно сделать "вскрышу" - снять верхний слой пустой породы, местами доходящий до 40 метров. Для этого на заводе "Уралмаш" в 1997 году построили, а в 2003 году ввели в эксплуатацию в Тулунском районе огромный шагающий экскаватор со сложной канатной связью - ЭШ 40.100 №1. По-русски такие машины можно называть "тянуша", а во всем мире их называют на английский манер - драглайн. В нынешнем году ЭШ 40.100 №1 отмечает 20-летний юбилей своей трудовой деятельности.
Монстр-драглайн из Восточной Сибири
Немного истории. Машины, задействованные в угольной промышленности, в любой части планеты похожи. И в 70-е, когда СССР и США вели гонку гигантов, появились драглайны еще большего размера, но не прижились. С динозаврами, как мы знаем, вышло похоже. От американского гиганта-экскаватора в настоящее время только один ковш остался. Он стоит в музее.
То, что мы видим на разрезе в Тулунском районе, - один из самых больших шагающих экскаваторов в России. Объем ковша у этой машины, как уже говорилось выше, составляет 40 кубометров, длина стрелы - 100 метров. "Брат" этого гиганта стоит на соседней площадке в консервации - его 65-кубовый ковш уж очень велик. Когда СССР построил первый экскаватор такого типа, смотреть его приехал знаменитый уральский писатель Павел Бажов. По воспоминаниям очевидцев, сказочник оглядел экскаватор, потыкал палочкой в "лыжи" механизма шагания и сказал: "Царь-машина!"
А теперь - почему эти экскаваторы называют шагающими. Из-за своего размера и веса они не могут перемещаться на гусеницах - слишком громоздкая выйдет конструкция. Поэтому экскаватор делают как бы стационарным, опирающимся на круглую платформу, вокруг которой он может оперировать (при стреле в 100 метров плюс длина тросов это немало), и снабжают механизмом шагания, который походит на "лыжи", по бокам платформы. Когда машине нужно переместиться, начинает работать гидравлический механизм, вес переходит с платформы на эти "лыжи-ноги", и машина делает шаг. Один шаг равняется двум метрам, скорость передвижения - 60 метров в час. Весит машина почти четыре тысячи тонн.
Во время нашего визита на борту находилась смена из пяти человек (при желании все они могут там делать свое дело, даже ни разу не увидев друг друга, как в городе, со своими улицами, площадями и этажами), а управляет, конечно, всего один - машинист. Управляет легко, кончиками пальцев двигая рычаги чуть побольше игрового джойстика. И, послушный его замыслу, на многометровом удалении врезается в грунт колоссальный стальной ковш. Он висит на тросах толщиной в руку и цепях, каждое звено которых - размером с туловище человека, при этом цепь в масштабе машины выглядит, как волосок. На вид кажется, что ковш летает легко, как порхающая бабочка. Кстати, чтобы происходило так, нужно, чтобы тросы машины двигались точно. Для этого после транспортировки с завода по частям так же точно должна быть собрана, уже на рабочей площадке, его огромная стрела. И команда с гордостью рассказывает, как это делалось. Применялась встречная сварка и прочие хитрости.
Уголь - хранилище солнечной энергии
После того как шагающий монстр вскрыл пласт, его черпают ковшами "обычные" (побольше, чем можно встретить на городских стройках, но похожие) гидравлические экскаваторы, грузят в кузовы автомобилей (легендарных БелАзов, но есть машины и поменьше) и отправляют на станцию для погрузки в вагоны. Современные технологии давно лишены чадящих труб: уголь превращается в пыль, которая почти полностью сгорает, отдавая энергию, а электростатические фильтры на выходе улавливают несгоревшие частицы. Дело сделано - древнее Солнце, сохранившееся в угле, служит современным людям.
Как живут угольщики
В поселке в крепких двухэтажных домах с приусадебными участками живут работники компании. В Тулуне микрорайоны с современными многоэтажками, просторными дворами и детскими площадками. Отапливается все электричеством, газификация тут присутствует, но не актуальна, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии для городского населения - 1,42 рубля, для сельского населения - 0,994 рубля. Под окнами - розетки, в розетках - калориферы, и дело сделано - в любом помещении становится тепло.
Электротранспорт здесь постепенно тоже входит в оборот - в городе есть электрозаправки, одну мы посетили. Мощность 50 кВт, заряжаться можно через приложение, которое позволяет спланировать путешествие на автомобиле. Среднее время заряда батареи самого популярного электрокара в регионе - около 30 минут.
Снега здесь немало, так что популярен лыжный спорт. Например, в 2020 году открыли новое здание лыжной базы. А история лыжного спорта в Тулуне началась в 1949 году с секции при спортивной школе. Сейчас в ней занимаются около 100 ребят.
Стекло и наводнение: два музея
В Тулуне есть музеи, посвященные работавшему здесь когда-то стекольному заводу и масштабному наводнению 2019 года. Оба музейных пространства созданы по инициативе сибирячки Юлии Булдаковой. В конце 90-х местный стекольный завод прекратил свое существование. Его продукция наверняка была знакома всем жителям бывшего СССР - это не только простое оконное стекло, но и красивая посуда, и вазы. И вот сейчас память о заводе, о его величии сохранена в музее.
А еще Тулун затопило. Собственно, затапливало его каждой весной, как многие города у рек, но в июне 2019 года произошло наводнение существенно сильнее предыдущих. Дамбы, отсыпанные за несколько лет до этого, оказались не способны уберечь город. Река Ия затопила сотни жилых домов, а 690 зданий просто снесло стихией. Есть фотоснимки, как они плывут по реке. Всего пострадал 2451 дом. Почти 10 тысяч человек остались на улице. Почти 30 человек погибли или пропали без вести.
После наводнения с инспекцией в пострадавший город приезжал президент Владимир Путин. В итоге были построены новые дома, уникальная школа, больница, ледовая арена, лыжная база и детский диагностический центр. В музее наводнения (такой в России всего один) представлены фотографии города, пострадавшего от воды, много различного интерактива о том событии и о реке вообще. Необычный музей.
Тулунские мичуринцы
Еще в 30-е годы здесь возник центр селекционной науки Восточной Сибири. За создание и внедрение в производство высокоурожайных сортов Тулунская селекционная станция в 1967 году была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. За весь период ее деятельности создано и включено в Госреестр 78 сортов по 16 культурам. Сорта Тулунской селекции возделывались от Казахстана и Алтая до Читы.
Вот какие интересные факты можно узнать, побывав в далеком сибирском городе. Страна наша велика и прекрасна. Еще покатаемся по ней!