Это был результат соединения очень простого материала с весьма сложной техникой. Тонкостенные сосуды из черной керамики стали для специалистов не только раритетными археологическими находками, артефактами древней эпохи. Их оценили как непревзойденные шедевры керамического искусства. Надо сказать, что ранние цивилизации как бы озарены естественным блеском первых гончарных изделий. Но чернолощеные керамические кубки луншаньской культуры, безусловно, выделяются на фоне разнообразной древней утвари из крашеной керамики. Так, Луншаньский кубок - один из самых изысканных шедевров мировой керамики - был создан 4 тысячи лет назад. Археологи всего мира не скрывают восторга перед творением древних китайских гончаров.
Найденные кубки из тончайшей как яичная скорлупа чернолощеной керамики отличаются по форме и размерам, поэтому вряд ли это было серийное производство. Мастерство, с которым выполнено каждое изделие, буквально пропитано духом поклонения и веры. Удивительно тонкая работа. Именно она делает эти изделия уникальными. Ведь достичь такой невероятной тонкости чрезвычайно сложно даже при современных технологиях производства. Во время быстрого вращения на гончарном круге такие тонкостенные предметы могли легко деформироваться или вовсе разбиться. Поэтому изготовление небольших сосудов требовало высокой точности гончарного станка, его устойчивости во время вращения. Так как до сих пор археологами не найдено местоположение гончарни, остается лишь гадать, какими могли быть приспособления мастеров 4 тысячи лет назад.
В древние времена материалом для изготовления тончайшей керамики служил мелкий ил со дна рек и озер. Его по многу раз промывали, чтобы в нем не оставалось примесей. Так самый незатейливый материал после придания ему формы превращался в очень тонкую и прочную утварь. Температура в печи и продолжительность обжига определяли конечную судьбу керамического изделия. Возможно, так и появилась доисторическая технология чернения керамики. Уникальный метод "запечатанного обжига" под воздействием высокой температуры позволял углероду просачиваться в микроскопические поры черепка, в результате его поверхность приобретала лощеный, черный цвет. Этот мистический глянец обладает мощным визуальным воздействием, вселяющим в смотрящего благоговейный трепет.
Можно предположить, что производство подобных изысканных предметов в те времена было прерогативой определенных сословий. Но зачем люди тратили столько физических сил и материальных ресурсов для достижения такой изысканной утвари? Возможно, ответ кроется в том, что предназначение сосудов из тончайшей керамики было преимущественно ритуальным. Любой обряд жертвоприношения подразумевал соблюдение стандартизированной системы и использование искусно сделанной утвари. Культура Луншань развивалась на территории нынешней провинции Шаньдун, в прибрежных районах нижнего течения реки Хуанхэ. Поначалу изготовление керамики носило случайный характер, но постепенно стало строго последовательным ремеслом, что предзнаменовало постепенное формирование нового социального уклада. Если кубки из тончайшей чернолощеной керамики действительно были ритуальными сосудами, то вполне логично, что на смену этой хрупкости позже пришли более прочные изделия из бронзы.