27.12.2023 06:00
В мире

Экспозиция археологических шедевров в музее Пекина оформлена необычным образом

Текст:  Ольга Гальперович
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №294 (9239)
Шедевры Саньсиндуй представлены в столице Китая в необычном формате. Экспозиция под названием "Привет, Саньсиндуй!" открылась в конце сентября в Художественном музее храма Лунфу района Дунчэн и будет работать до конца февраля 2024 года. Она уже вызвала интерес у публики и множество откликов.
Читать на сайте RG.RU
/ Ольга Гальперович

Речь в экспозиции идет о необыкновенном месте в провинции Сычуань, где на холме Саньсин были впервые найдены загадочные артефакты с тысячелетней историей. Началось все в 1929 году в поселке Чжэньу, где местный крестьянин во время полевых работ обнаружил нефритовые изделия.

Сейчас в местечке Саньсиндуй находится одноименный музей, в котором хранятся оригинальные находки. Желание остальных жителей Китая увидеть все своими глазами решила воплотить команда художников, реставраторов и исследователей. Так родилась экспозиция "Привет, Саньсиндуй!" которая успешно открылась и проходит в музее Пекина.

Почувствовать творческий подход и фантазию организаторов выставки можно уже на входе, где каждому посетителю вручается бумажная маска - копия той знаменитой золотой находки, вызвавшей восторг и удивление, порождение разных фантастических гипотез о происхождении царства Шу. С этой маски, которая одновременно служит и билетом, и картой, и информативным буклетом, начинается путешествие к шедеврам древности, в пространство цифровых технологий и исторических артефактов.

Выставка, к которой ее создатели готовились полтора года, - это сочетание современных технологий, исторических фактов, копий реликвий, найденных за годы раскопок, а также эмоций самих авторов, их отношение к истории и загадкам древней китайской цивилизации царства Шу, обитавшей на территории теперешней провинции Сычуань.

/ Ольга Гальперович

Необычный путь избрали создатели выставки для того, чтобы продемонстрировать чудесные находки, отсылающие на несколько тысяч лет назад. Пройти через ворота света и тени сквозь время, через тысячелетия, благодаря световым эффектам, задаться вопросами и искать на них ответы предлагают всем гостям выставки.

Ощущение, что сквозь летящий золотой дождь двигаешься в пространстве к единственной цели - маске, возникающей на экране то тут, то там, проплывая в иероглифах, которые можно активировать нажатием, чтобы высветилось изображение. Интерактивность - вообще самый привлекающий фактор в этой современной экспозиции. Мы ведь так мечтаем дотронуться до шедевров, ощутить течение времени и структуру материала, а организаторы и рады предоставить такую иллюзию первооткрывателя каждому. Нажимаешь на экран, и маска проявляется сквозь поток золотого песка. Она - как нить для всей экспозиции, будет встречаться в той или иной форме практически в каждом зале. А их - пять.

На выставке нашли отражения в свете и тенях наиболее знаковые артефакты, найденные археологами в 38 километрах от столицы провинции Сычуань города Чэнду в местечке под названием Саньсиндуй.

Небеса и звезды, облака и течение времени, поры года и пейзажи сменяют друг друга, открывая тайны артефактов, найденных за многие годы в Саньсиндуй. Проходя через ворота света и тени, можно попасть в этот неизведанный мир таинств и загадок древней цивилизации, вглядеться в лица и маски, в орнаменты на их одеждах, в животных и птиц, в диковинные создания, которым нет однозначных объяснений, а высказываются только гипотезы, увидеть точные копии всего представленного, а также побывать в виртуальном мире, искусно, с большим вкусом сотворенным создателями экспозиции. Точность и уважение к фактам - основной критерий для комплексной и большой задачи, решенной группой художников, реставраторов и исследователей за полтора года.

Маска бронзового зверя, символизирующая также силу и храбрость. / Ольга Гальперович

Всего на выставке представлено пять залов, в которых можно утолить не только свое любопытство к деталям, но и окунуться в мир прошлого, благодаря различным эффектам света, цвета и тени, использованию современных технологий и фантазии организаторов этого чуда.

В одном из залов на фоне сменяющих друг друга пейзажей журчащей воды, зелени лесов, возвышающихся вершин гор и бесконечного звездного неба можно поохотиться за артефактами, нажимая на надписи и световые знаки, потоком пробегающие по экрану. Своеобразная игра сразу же включает посетителя в атмосферу загадочности и непредсказуемости любых находок.

Знаменитые находки Саньсиндуй: фигурка петуха и лица без маски и в маске. / Ольга Гальперович

А их в процессе посещения выставки придется пережить довольно много. Атмосферность и желание вовлечь зрителя в эпоху древней и загадочной цивилизации царства Шу, приглашая их стать сооткрывателями.

Открывает экспозицию бронзовая статуя, в руках у которой находится то ли меч, то ли скипетр, то ли палка, то ли дерево, а то ли вообще ничего (каждый может решить для себя это сам в силу своих знаний или фантазии). У ученых на этот счет нет точного мнения, тем более что найденный артефакт был извлечен с пустыми руками. Но судя по позе стоящего, которому приписывают статус жреца, он все же что-то, да держал. Кстати, эта бронзовая статуя считается самой большой среди найденных находок в мире, принадлежавших тому времени.

Более 230 гробниц периода Воюющих царств раскопали в Китае

После можно приступить к обзору пространства, информативно наполненного фактами, датами и фотографиями начала процесса раскопок и успехов, достигнутых учеными. Ну, а потом посетителей ожидают различные пространства, где погружение в историю становится порой физически ощутимым. Как удалось создать такое волшебство и что явилось главным мотивом и вдохновением для создателей этой иммерсивной выставки, я обратилась к ее организатору Сунь Чао, который в культурной индустрии работает уже больше 10 лет.

- Меня очень интересует то время и эта удивительная культура. Как только я познакомился с этими находками, я был очарован и вдохновлен ими. Для подготовки и планирования выставки ушел год, и еще около шести месяцев пошло на воплощение этой идеи. Конечно, пришлось пройти через многие испытания. Прежде всего, наша команда - это абсолютные незнакомцы для археологического и исторического сообщества, занимающегося темой Саньсиндуй. Поэтому на протяжении довольно длительного времени нам самим пришлось изучать культуру Саньсиндуй, разговаривать с экспертами, постигать процессы обработки и реставрации находок. Ведь мы воссоздаем артефакты, используя современные технологии, оживляем их. Нам пришлось заручаться поддержкой научного сообщества и разговаривать со специалистами по многу раз, обсуждая различные детали. У нас еще осталось довольно много материала неиспользованного, потому что мы уважаем исторические факты и пока не знаем всей правды о находках. В нашем случае проект - это сочетание истории и искусства.

Для простого зрителя возникает очень много вопросов, связанных с культурой Саньсиндуй. Это очень таинственная история. Некоторые видят в масках, животных и других предметах черты, характерные для индейской культуры. Мы довольно глубоко погружались в тему и нашли некоторые подтверждения, связанные с Саньсиндуй, например, отраженные в древней книге "Каталог гор и морей", где описание ритуалов и других традиционных действий людей того времени очень созвучны и соотносятся с теми реликвиями, которые были найдены в провинции Сычуань. Основываясь на книге и нашем понимании артефактов, мы попытались интегрировать эти находки с культурой, с их использованием в древности для того, чтобы публика, придя на выставку, лучше понимала предназначение реликвий и артефактов Саньсиндуй.

Бронзовое священное дерево. / Ольга Гальперович

Мое знакомство с этой древней культурой тоже началось с золотой маски. Но моей задачей было сделать выставку более интерактивной и иммерсивной, чтобы зрители как можно больше впечатлений и информации восприняли и взяли с собой, узнали больше о культуре и истории. Всего мы используем пять пространств, пять залов, в каждом из которых свое информативное наполнение. Начинается все с пещеры погружения, продолжается золотым светом, не прекращающим своего движения, потом все переходит в пространство 360 градусов, где отражена вся пятитысячная история и где появляются изображения четырех загадочных животных, после этого идет комната с копиями артефактов, а затем возникает снова маска в 3D-изображении, где использованы самые разные современные технологии. И все для того, чтобы привлечь зрителя, погрузить его во время и атмосферу.

Говоря о процессе работы, безусловно, это было непросто, но я очень рад, что воплотил свою мечту, что, уважая историю, мы воссоздали основные артефакты с помощью цифровых технологий, благодаря чему люди лучше узнают и ближе познакомятся с древней культурой. Я определил это своей миссией, и хотя было сложно, но я очень рад, что мы сделали возможной такую выставку. Она оценена и музеем, и публикой, отмечающей особенности современного подхода, использования новых цифровых технологий, возможностей света и тени. К сожалению, еще не все наши идеи удалось воплотить в экспозиции из-за нехватки бюджета. Но это дает нам пространство для развития, для продолжения, чтобы еще ярче представить культуру Саньсиндуй для зрителей. Для меня главное выражение этой выставки было отражено в нашем слогане, с которым я полностью согласен. Там написано: "Эта культура была сокрыта и спала тысячи лет, но, когда она заблистала снова, то восхитила весь мир". Этот вывод наиболее созвучен нашему проекту, который мы воплотили. Но я считаю, что сделал только первый шаг, потому что за скобками выставки еще осталось так много артефактов, о которых хочется рассказать. Например, золотой стержень, для которого у нас придумывается уже что-то особенное, включающее нашу креативность и открывающее новое пространство для творчества. Так что, как говорится, продолжение следует.

Зал "Путешествие во времени". На экране за несколько мгновений проплывает история Саньсиндуй: её символы, мифологические животные из древней книги "Шань Хай Цзин" ("Каталог о горах и морях") в сочетании с пятью китайскими элементами "золото, дерево, вода, огонь и земля", создавая тотемный узор, рассказывающий о трудностях и мудрости племенного народа во время их миграции в ту пору. / Ольга Гальперович

Многие артефакты, найденные в последнее время, еще недостаточно исследованы. Как признался Сунь Чао, пока не совсем понятно, к какому точно времени они принадлежат и что отражают. А это, в свою очередь, дает надежду, что в будущем появятся новые экспозиции, в которых очередные тайны местечка Саньсиндуй откроются, дополнив картину достижений тех древних эпох. А зрителям во многих крупных городах, куда потом отправится выставка, будет чему удивляться и о чем поразмыслить, как сделала это я, долго еще вспоминающая все эффекты и сопоставляющая факты услышанного и увиденного со своим воображением.

Редкая "овечья карета" найдена у мавзолея первого императора Китая
Китай