31.12.2023 09:47
Экономика

Как это было: 55 лет назад впервые взлетел сверхзвуковой самолет Ту-144

Текст:  Наталия Ячменникова
31 декабря 1968 года состоялся первый полет пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144.
/ Максим Шеметов/ ИТАР-ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Опытный образец был построен летом того года. Руководству страны очень хотелось показать его в небе раньше, чем там появится англо-французский "Конкорд". Была поставлена четкая задача: Ту-144 должен взлететь раньше конкурента!

Что погубило советский суперлайнер - сверхзвуковой Ту-144

В разработке Ту-144 советским конструкторам пришлось решать сложнейшие научно-технические вопросы, с которыми отечественный авиапром сталкивался впервые.

Так, требования к дальности полета на сверхзвуковых скоростях повлияли на особенности конструкции машины. Планер был выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом малого удлинения, со сложной передней кромкой и однокилевым оперением. У самолета опускалась носовая часть фюзеляжа, один в один "клюв птицы". Это обеспечивало экипажу хороший обзор при взлете и посадке с большим углом атаки…

После постройки самолет разобрали и перевезли на испытательную базу в Жуковском. Там его вновь собрали, провели наземные испытания, опробовали двигатели. Но когда уже все было готово к первому взлету, неприятный сюрприз преподнесла погода. А точнее - непогода: больше двух недель она не давала новому самолету "зеленый свет". И вот 31 декабря, за считанные часы до конца года, летчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян наконец-то берет штурвал на себя и поднимает в небо Ту-144 с бортовым номером СССР- 68001.

Первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет взлетел с ВПП аэродрома Жуковского длиной пять км. Он находился в воздухе 37 минут. В полете Ту-144 сопровождал самолет МиГ-21.

Только для проведения испытаний было построено четыре машины: два - для статистических испытаний в ЦАГИ, один был отправлен в Новосибирск в СибНИИ для испытаний на термическую усталость, а еще один остался для испытаний в Жуковском.

5 июня 1969 года Ту-144 показал, на что конкретно способен: преодолел звуковой барьер. Он набрал скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте 11 км. Это событие вошло в историю. В мире до сих пор нет аналогов пассажирских бортов, которые способны повторить подобный маневр. А 25 мая 1970 года самолет разогнался до скорости 2150 км/ч, в два раза превышающей скорость звука…

"Сто сорок четверка" открыла принципиально новую страницу в мировом самолетостроении. Правда, скоро стало ясно, что расход топлива превышал расчетный. Рассказывают, на одном из совещаний в ЦК КПСС авиаконструктор Андрей Туполев докладывал Хрущеву: машина получается довольно прожорливой. Но тот лишь махнул рукой: ваше дело - утереть нос капиталистам, а керосина у нас - хоть залейся...

Самолет МС-21 получил одобрение на перевозку 211 пассажиров

Впрочем, и европейский конкурент - "Конкорд", совершивший первый испытательный полет 2 марта 1969 года, тоже не отличился экономичностью. Так, в 1978 году девять "Конкордов" принесли своим компаниям около 60 млн долларов убытка. И только правительственные субсидии спасли положение. Тем не менее "англо-француз" летал вплоть до ноября 2003 года. А вот Ту-144 списали намного раньше. Почему?

Прежде всего не оправдался хрущевский оптимизм: в мире разразился энергетический кризис и цены на керосин устремились вверх. Сверхзвуковой первенец сразу же окрестили "удавом на шее "Аэрофлота". Огромный расход топлива нокаутировал и проектную дальность полетов: Ту-144 не дотягивал ни до Хабаровска, ни до Петропавловска-Камчатского. Поэтому супермашина летала только по одному маршруту - Москва - Алма-Ата.

И если бы только это. 200-тонный "утюг", курсировавший над густонаселенными районами на сверхзвуковой скорости, буквально взорвал все пространство вдоль трассы. Посыпались жалобы: надои у буренок упали, куры перестали нестись, кислотные дожди задавили... Где правда, где ложь - сегодня однозначно не скажешь. Но факт остается фактом: "Конкорд" летал только над океаном.

Наконец, самое важное - катастрофы. Одна - в июне 1973-го на авиасалоне в парижском Ле Бурже. Сверхзвуковик выполнял показательный полет, когда на глазах у 300 тысяч зрителей внезапно перешел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе. Горящие обломки рухнули на землю.

Другая - через пять лет. Тогда выполнялся испытательный полет с двигателями новой серии: они как раз должны были вытащить самолет на необходимую дальность. 23 мая 1978 года первый модернизированный самолет разбился.

Росавиация выдала первые сертификаты летной годности на дроны

Машину опять отправили на доработку, но в 1980 и 1981 годах произошли серьезные инциденты с еще двумя опытными бортами. И на проекте Ту-144 поставили крест.

"Конкорд" тоже не избежал трагедии: самолет разбился в июле 2000 года при вылете из аэропорта Шарль де Голль. По иронии судьбы, он рухнул почти там, где когда-то Ту-144. Погибли 109 человек на борту и четверо на земле. Регулярные пассажирские перевозки возобновились только год спустя. Но последовала еще череда инцидентов, и на этом сверхзвуковике тоже поставили жирную точку.

Авиатранспорт