Что погубило советский суперлайнер - сверхзвуковой Ту-144

03.06.2023 / 12:39
Лев Поликашин / РИА Новости
50 лет назад, 3 июня 1973 года, на авиасалоне в Ле-Бурже разбился первый в мире пассажирский сверхзвуковой Ту-144. Самолет выполнял показательный полет, когда на глазах у 300 тысяч зрителей внезапно перешел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе. Горящие обломки рухнули на землю.

Погибли все, кто находился на борту. Экипаж - Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Михаил Козлов, второй пилот Валерий Молчанов, штурман Георгий Баженов, бортинженер Анатолий Дралин. Также в пилотской кабине были заместитель генерального конструктора Владимир Бендеров и ведущий инженер по испытаниям Борис Первухин. Трагедия унесла восемь жизней на земле.

Расследованием занималась французско-советская комиссия. Но оказалось, что основной речевой самописец почему-то не был включен перед полетом. А опытные осциллографные регистраторы, как и аварийный речевой, оказались уничтожены. Так что комиссии пришлось использовать запись французского телевидения и любительские кинофильмы и фотографии.

На основании изучения обломков был сделан вывод: все системы Ту-144 до разрушения работали исправно. Не было обнаружено никаких признаков диверсии, взрыва или пожара.

6 февраля 1974 года было сделано официальное сообщение. В нем, в частности, говорилось: французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем. Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность. По одной из версий причиной катастрофы считают слишком резкий маневр из-за неожиданно появившегося французского истребителя "Мираж". При уклонении "Туполева" от сближения находившийся в пилотской кабине руководитель летных испытаний мог выронить кинокамеру, которой вел съемку, и она на некоторое время заблокировала возможность работы штурвала управления. В сообщении отмечалось, не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы подкрепить эту гипотезу, ни чтобы ее опровергнуть.

В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными, и дело было закрыто.

Из истории Ту-144

Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968-го. А спустя год лайнер показал, на что конкретно способен: преодолел звуковой барьер. Он набрал скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте 11 км. Это событие вошло в историю. В мире до сих пор нет аналогов пассажирских бортов, которые способны повторить подобный маневр.

"Сто сорок четверка" открыла принципиально новую страницу в мировом самолетостроении. Рассказывают, на одном из совещаний в ЦК КПСС конструктор Андрей Туполев докладывал Хрущеву: машина получается довольно прожорливой. Но тот лишь махнул рукой: ваше дело - утереть нос капиталистам, а керосина у нас - хоть залейся...

Впрочем, и европейский конкурент - "Конкорд", взлетевший позже, тоже не отличился экономичностью. Так, в 1978 году девять "Конкордов" принесли своим компаниям около 60 млн долларов убытка. И только правительственные субсидии спасли положение. Тем не менее "англо-француз" летал вплоть до ноября 2003 года. А вот Ту-144 списали намного раньше. Почему?

Прежде всего не оправдался хрущевский оптимизм: в мире разразился энергетический кризис, и цены на керосин устремились вверх. Сверхзвуковой первенец сразу же окрестили "удавом на шее "Аэрофлота". Огромный расход топлива нокаутировал и проектную дальность полетов: Ту-144 не дотягивал ни до Хабаровска, ни до Петропавловска-Камчатского. Только из Москвы до Алма-Аты.

И если бы только это. 200-тонный "утюг", курсировавший над густонаселенными районами на сверхзвуковой скорости, буквально взорвал все пространство вдоль трассы. Посыпались жалобы: надои у буренок упали, куры перестали нестись, кислотные дожди задавили... Где правда, где ложь - сегодня однозначно не скажешь. Но факт остается фактом: "Конкорд" летал только над океаном.

Наконец, самое важное - катастрофы. Одна - та самая, в июне 1973-го на авиасалоне в парижском Ле-Бурже. Другая - через пять лет. Тогда выполнялся испытательный полет с двигателями новой серии: они как раз должны были вытащить самолет на необходимую дальность. 23 мая 1978 года первый модернизированный самолет разбился.

Машину опять отправили на доработку, но в 1980 и 1981 годах произошли серьезные инциденты с еще двумя опытными бортами. И на проекте Ту-144 поставили крест.

"Конкорд" тоже не избежал трагедии: самолет разбился в июле 2000 года при вылете из аэропорта Шарль де Голль. По иронии судьбы, он рухнул почти там, где когда-то Ту-144. Погибли 109 человек на борту и четверо на земле. Регулярные пассажирские перевозки возобновились только год спустя. Но последовала еще череда инцидентов, и на этом сверхзвуковике тоже поставили жирную точку.

Поделиться