Навигатор скачайте дома
Наша эстафета по автотрассе М-12 "Восток" Москва-Казань продолжается. Позади - Московская область. А Владимирская - началась за рекой Киржач.
Магистраль сузилась с шести полос до четырех, но это не страшно: транспортом она пока не перегружена, и места хватает всем. Хуже, что одновременно исчез барьер, скрывавший свет фар встречных автомобилей. По темному времени, да еще когда над трассой висит влажная взвесь от недавнего снегопада, это чувствительно. На асфальте, впрочем, снега нет - только по обочинам громоздятся серые сугробы.
Как и М-11 "Нева", М-12 "Восток" проходит вдалеке от населенных пунктов. С сотовой связью возникают проблемы, не говоря уже о мобильном интернете. Так что карты в навигатор лучше скачать заранее.
Большая часть дороги освещена, хотя пару раз попадались участки с неработающими фонарями: один короткий, второй километров на 10. Приходилось снижать скорость и с усилием всматриваться в разметку среди ореолов встречных фар в мороси.
Экодук - лосиный трафик
Автомагистраль огорожена на всем протяжении, и это прекрасно. Не надо думать, как вести себя при встрече с лосем, например. По этому поводу вспоминается фраза тверского гаишника: "Уход в кювет будет самым разумным решением".
Чтобы животные тоже могли передвигаться, куда им надо, в Судогорском районе построили экодук. Широкий мост над трассой, засаженный сверху травой и кустами. По нему те же лоси могут пересекать дорогу, не калеча ни себя, ни автомобилистов.
Цены кусаются
С инфраструктурой для людей пока не очень. На протяжении 170 километров есть три пары заправок и столько же площадок для отдыха. К АЗС вопросов нет - большие, современные. Только цены кусаются: кофе 200 рублей, омлет с беконом - 400.
Площадки для отдыха - просто площадки: просторные, расчищенные, с отдельными парковками для грузовиков и легковушек. На этом все: ни лавочек, ни туалетов. Посреди одной площадки стоял заснеженный вагончик. Я рванулся к нему: а вдруг?! Вагончик оказался заперт.
На нем было красиво описано, какие многофункциональные заправки строит фирма, его здесь оставившая: не только с душами-туалетами, но даже с местом для выгула собак. Я вспомнил Буратино с его нарисованным очагом и поехал дальше. За такие деньги сервиса могло быть и побольше.
Невидимый платеж
Кстати, о деньгах. Система оплаты, как рассказал мой коллега в Московской области, инновационная - без кассиров, шлагбаумов. И вообще невидимая настолько, что на первый взгляд кажется, будто платить и вовсе не надо: кати сколько хочешь, никто не мешает.
На попадающиеся время от времени над дорогой оранжевые надписи "Оплата на avtodor-tr.ru" внимание обращают далеко не все. Прозрение наступает через пару месяцев, когда на телефон начинает звонить робот от "Автодора" и скучным голосом требует погасить задолженность, да еще с пени. Особенно неприятно это командировочным, ибо оплаченный через несколько месяцев проезд к авансовому отчету уже не пришьешь.
Конечно, нюансы оплаты описаны на сайте "Автодора", но туда смотрят еще реже, чем на оранжевые заклинания. А оплатить проезд надо за пять дней, потом информация передается в компетентные органы для оформления штрафа.
Стоимость проезда от Москвы до Владимира на легковушке 1399 рублей, до Мурома - 2140.
Как Ока-то? Великолепна!
Закончилась Владимирская область другой рекой - Окой. И красавцем-мостом через нее. На нашем берегу развернуться не получилось, пришлось заскочить в Приволжский федеральный округ и проехать вглубь него еще километров 10, пока не попался технологический съезд.
Если бы не навигатор, я ни за что бы не угадал: знаков никаких, а до официального разворота еще километров 80. Развязок на М-12 вообще крайне мало - если зазеваешься, до новой придется ехать очень долго.
Зато на вопрос: "Как Ока-то?" - могу твердо ответить: "Великолепна!"
Муром - старший брат Владимира
На самом краю Центрального федерального округа, на берегу великолепной Оки, стоит старинный город Муром. Очень старинный - он на 300 лет старше Владимира, Москвы и Суздаля.
Несмотря на то, что Муром дал миру главного русского богатыря вкупе с эталоном супружеской любви и верности (Петр и Феврония тоже отсюда родом), город остался в стороне от туристических маршрутов и даже не входит в "Золотое кольцо".
Хотя посмотреть здесь есть на что. Иван Грозный молился в Муроме об удаче на взятие Казани. Обретя оную, заложил в городе монастырь. В его соборе хранятся мощи муромских князей. А у крыльца лежат языки, вырванные у здешних колоколов в богоборческие времена. Бронзовые колокола переплавили, а чугунные языки выбросили за ненадобностью. Местные их похоронили потихоньку, а лет 20 назад, при реставрации храма - нашли.
Рядом женский монастырь - не такой древний, XVII века. Между ними, в саду - памятник Петру и Февронии. Позади их фигур сидит бронзовый заяц, символ плодородия с натертым до блеска носом. Местные гладят его на удачу, погладил и я. Заяц работает - успел вернуться во Владимир до закрытия Успенского собора, в который давно мечтал попасть.
Обязательно вернусь
В Муроме нет верениц автобусов с туристами, заоблачных цен в кафе и гостиницах - по крайней мере, пока. Все городские достопримечательности можно осмотреть за несколько часов.
Обед в рекомендованном местными кафе оказался вкусным и необременительным для кошелька и желудка. А в заведении напротив варят чудесный кофе с корицей.
Чуть не забыл: во дворе мужского монастыря есть теплые чистые туалеты. Пользование ими бесплатно, желающие могут оставить пожертвование в кружках у входа. Простите за мирскую прозу, но после долгой дороги и осмотра города они там оказались весьма кстати.
…С красивой набережной над широкой Окой воздел в небо меч Илья Муромец. Обязательно приеду сюда еще раз - летом и с семьей.
Антон Валагин, обозреватель "Российской газеты":
- Путешествие по М-12 на участке, проходящем по Владимирской области, напомнило поездку на спортбайке: быстро, дорого - не очень удобно и очень на любителя. С учетом бензина, кофе и придорожных сандвичей проезд обошелся в 4260 рублей. Сервиса за такие деньги пока явно мало. Быстрее, дешевле и удобнее ехать в электричке (от 672 рублей с человека).
P.S. Завтра путешествие продолжится по третьему участку М-12 "Восток" - по Нижегородской области. За рулем - Антон Дерябин.