Производительность белорусского станка - в среднем сто килограммов продукции в сутки. Таблетка массой 0,06 грамма заменяет ложку сахара и подходит больным диабетом, а также тем, кто следит за своим весом. Спрос на уральский продукт высокий. В компании считают, что интерес к подсластителю вызван модой на здоровый образ жизни, а также желанием сэкономить: сахар постоянно растет в цене.
"Компании уже 20 лет. Началось все с того, что наш директор пользовался импортными таблетированными подсластителями, и оказалось, что ниша на российском рынке тогда была не занята вообще никем. И мы разработали свой рецепт", - рассказывает заместитель гендиректора по качеству и стандартизации Анна Семухина.
Сейчас завод готов выпускать до 15 тонн сладких таблеток в месяц. Ее продукцию можно найти в крупных торговых сетях в Свердловской, Новосибирской и Омской областях, а также в аптечных сетях по всей России. В этом году при поддержке Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) производитель получил более двух миллионов рублей льготного кредита, на которые приобрел в Китае специализированное оборудование для грануляции таблетмассы. Сейчас новая техника проходит пусконаладку и обкатку в цехе по соседству.
Но помимо соседних регионов уральская фирма активно осваивает и экспортное направление, здесь основной рынок - Азербайджан, востребована продукция и в Казахстане, Киргизии, Белоруссии. В планах на 2024 год - расширение географии: при содействии центра поддержки экспорта СОФПП компания ведет переговоры о поставках в станы Ближнего Востока и Африки.
Кстати, сладкие таблетки - не единственный выпускаемый здесь продукт, и диверсификацией бизнеса занимались целенаправленно. Так, в 2017 году в ассортименте появился соевый заменитель сливок, ежемесячно производится две-три тонны такой продукции. Запрос на нее пришел от заказчиков из Белоруссии, хотевших получить немолочную добавку к кофе. В прошлом году технологи предприятия разработали рецепт карамели, основанный на натуральных экстрактах. Теперь это производство набирает обороты - уже выпускают до четырех тонн такой продукции в месяц.
Потребление специализированных продуктов, предназначенных для определенных категорий населения, - это общемировой тренд, отметил доцент кафедры биотехнологии и пищевых продуктов Уральского государственного аграрного университета Оксана Зинина. Следить за питанием стараются не только те, кто страдает аллергией или диабетом, но и те, кому хочется быть стройными, и просто приверженцы ЗОЖ. Долгое время российский рынок пищевых добавок был заполнен импортной продукцией, и лишь в последние два года ученые и предприятия пищевой промышленности начали активно внедрять свои разработки. Сегодня отечественные компании наращивают темпы производства крахмала, пептидов, белковых препаратов (бобовых и соевых концентратов), но своих разработок пока не так много, а спрос растет, поэтому ниша сейчас считается весьма перспективной.
"К примеру, мы с коллегами запатентовали технологию, которая позволяет превращать низкокачественное сырье с птицефабрик, например, субпродукты, в кондитерский пенообразователь и пищевую добавку для мясных изделий. Технологию белковых гидролизатов можно использовать для изготовления пищевых пленочных покрытий, кормов для животных, удобрений для растений. И это лишь один из примеров востребованности белковых добавок", - пояснила Оксана Зинина.
Директор научно-образовательного центра "Прикладные нанобиотехнологии" УрГАУ Сергей Тихонов подчеркнул: помимо того, что появилась заинтересованная аудитория, отечественный рынок очень серьезно подстегнули санкции: предприятия пищевой отрасли не хотят зависеть от поставок импортных сахарозаменителей, и российский бизнес освоил их производство. У уральской компании есть конкуренты в Томске, Москве, Крыму, Нижнем Новгороде, однако их объемов недостаточно, чтобы закрыть все потребности пищевиков.
"Рынок сырья все еще зависим от импорта, но шаги к развитию импортозамещающих технологий уже заметны, на рынок выходят новые игроки. При этом цена у отечественных компаний не всегда будет ниже, чем у зарубежных конкурентов. Легкий оттенок монополии дает возможность сработать в прибыль", - прокомментировал Сергей Тихонов.
Кстати
Сахарозаменители делятся на четыре группы и классифицируются по коэффициенту сладости (в сравнении с сахарозой, у которой он принят за единицу). К первой группе относится фруктоза с коэффициентом 1,2-1,8. Во второй находятся сорбит (0,6) и ксилит (1) - их добавляют в консервы, жевательную резинку. В третьей - аспартам (200), а в четвертой - натуральные вещества, например, стевия (300), которая используется в производстве напитков и кондитерских изделий.