В рамках РОП предполагается повысить в будущем году норматив утилизации с 15 до 25 процентов. Иными словами, из ста поставленных на рынок единиц товаров должно быть утилизировано не менее четверти. В 2025 году норматив составит уже 55 процентов, в 2026-м - 75, а в 2027-м - 100 процентов.
Для тех, кто не хочет или не в состоянии заниматься утилизацией, действует экологический сбор, который в 2024 году возрастет более чем вдвое.
В 2023 году он составил 26,5 тысячи рублей за тонну продукции, а после Нового года сбор превысил 59 тысяч рублей за тонну, сообщил корреспонденту "РГ" директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
По его словам, это приведет к неизбежному росту цен на электронику и бытовую технику, поскольку налоговая нагрузка на бизнес вырастет более чем в три раза. Например, если в стоимости одной из популярных моделей стиральных машин нынешний экосбор составляет менее полутора процентов, то после повышения его доля в цене превысит пять процентов. Это повышение производитель и продавец вряд ли станут оплачивать сами. Нетрудно предположить, что данные затраты будут переложены на кошелек потребителя.
Впрочем, на этот счет есть другие мнения. Как отметили участники недавнего совещания в Минприроды РФ, посвященного этому вопросу, влияние РОП на конечную цену продукции можно считать незначительным. В среднем подорожание товара оценивается в размере 0,2 процента. При этом производители могут не уплачивать экологический сбор, а самостоятельно утилизировать отходы.
Возникшая ситуация - хороший повод задуматься не только о цифрах на ценниках, но и о том, сколько реально утилизируется сегодня отслужившей свое электроники и бытовой техники в России. По подсчетам экспертов, в 2023 году объем переработанной электроники может достичь 9-10 процентов. Это весьма немного, если учесть, что в 2022 году в России образовалось 1,7 миллиона тонн отходов электронного и электрического оборудования (ОЭЭО) и ежегодно их количество увеличивается примерно на 10 процентов.
- Наладить утилизацию этих товаров мешает отсутствие системы их сбора в масштабах страны, - подчеркивает Антон Гуськов. - В каждом регионе и муниципалитете этот вопрос решается по-своему. Для этого необходимы, например, специальные помещения или территории, поскольку в мусорный бак выкидывать электронику запрещено законом: в электронном мусоре содержится самый большой спектр опасных и токсичных веществ. Общемировая практика свидетельствует, что наиболее разумным было бы создавать консорциумы, объединяющие производителей, которые могли бы действовать объединенными усилиями и помогать друг другу, поскольку утилизация продукции не является для них профильной деятельностью. А создание площадок необходимо возложить на муниципальные власти. Это принципиальный момент: переработчики не могут стабильно работать без стабильных поставок сырья, которым являются электронные отходы, а для этого необходимо наладить их сбор.
Это подтверждает Виталий Измайлов, заместитель директора Мурманского филиала компании "Ситиматик", являющегося регоператором по обращению с ТКО. По его словам, сегодня в Мурманской области отходы этого типа не выделяются из общего объема поступающих отходов. То, что все же поступает на конвейер, идет как металлолом. И если сбор наладить относительно просто, то переработка электронного мусора - сложный технологический процесс, требующий больших затрат.
Повышение экологического сбора - безусловно, оправданный шаг в этом отношении, считает Виталий Измайлов. Но необходимо отладить правовые и финансовые механизмы, благодаря которым средства от экосбора будут направлены на создание перерабатывающих мощностей.
С необходимостью более рационального расходования средств соглашается и Антон Гуськов. По его словам, реальная стоимость утилизации одной тонны товара составляет в среднем около 20 тысяч рублей за тонну - дешевле, чем существующий сегодня экологический сбор. Однако общегосударственная система сбора ОЭЭО не создана, и предпосылок к этому пока не видно. А свалки продолжают расти. А значит, простым повышением платежей эту проблему не решить.
Сегодня на государственном уровне не предусмотрены меры поддержки для бизнеса, который самостоятельно организует сбор и переработку электронных отходов, отмечает директор системы коллективной ответственности (СКО) "Электроника-утилизация" Владислав Бондарев. Создание мощностей по сбору для последующей переработки электронных отходов - капиталоемкий процесс, который требует вовлечения всех участников рынка и помощи государства. Нарастить объемы переработки отслужившей свое электроники в России до целевых показателей можно только с помощью федеральных, региональных и муниципальных программ по централизованному сбору этого вида отходов у населения.
Однако проблема все же понемногу решается. Во-первых, население все более осознанно подходит к сдаче отходов на утилизацию. Во-вторых, возрастает доля вторичного сырья в производстве новой продукции. В-третьих, виден серьезный рост глубины переработки ОЭЭО и рост перерабатывающих мощностей. Недавно в рамках круглого стола в Совете Федерации отраслевые консорциумы выступили с инициативой ввести утилизационный сбор для импортной техники, чтобы финансово поддержать развитие отечественных производств и снизить долю иностранных конкурентов в отрасли.
Антон Хорошавин, эксперт системы коллективной ответственности (СКО) "Электроника-утилизация":
- Получение вторсырья приводит к снижению чистых выбросов на фоне сокращения энергозатрат на первичную заготовку материалов. В частности, по оценкам экспертов, при использовании вторичного алюминия затраты снижаются в 20 раз, медного вторичного сырья - в 10 раз, по стали - на 60 процентов. Такие виды сырья, как пластик, можно использовать в цикле до семи раз.