За счет своего географического положения российский эксклав исторически был вовлечен во внешнеэкономическую деятельность. Сейчас ситуация достаточно сложная из-за санкций и непростой логистики международной торговли. "Подсиропили" и новые экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля, которые ввели с 1 октября 2023 года.
Это привело к тому, что шесть заводов крупной рыбоперерабатывающей компании региона приостановили поставки консервов за пределы Калининградской области.
Решить проблему помогут проекты, направленные на построение новых и более дешевых транспортных маршрутов. По мнению экспертов, это единственный вариант для калининградских промышленников выйти за пределы эксклава и закрепиться не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
- Здесь есть серьезная производственная база с высоким уровнем добавленной стоимости, а также широкий перечень производителей с очень хорошим экспортным потенциалом в машиностроении, пищевой продукции, производстве удобрений. Я уверен, что работа с новыми рынками обязательно даст результаты. Экспорт не только будет восстановлен до уровня предыдущих лет, но и превзойдет ранее достигнутые показатели, - заявил вице-президент Российского экспортного центра Станислав Георгиевский.
При этом крупные предприятия куда менее мобильны в этом отношении, а вот малый и средний бизнес, напротив, оперативно подстраивается под меняющиеся экономические условия и находит новых партнеров. Впрочем, это вовсе не означает, что большие производства бросят на произвол судьбы. Для них уже прорабатывают отдельные меры поддержки.
- Общий объем экспорта в регионе ожидаемо сократился, но это снижение было не таким значительным, как прогнозировалось. Более того, продажи отдельных товаров предприятий МСП за пределы области даже увеличились. Этот сектор более мобилен в переориентации на другие рынки. Мы активно помогаем производствам через наш центр поддержки экспорта. Главное - найти новые возможности для реализации инвестпроектов и улучшить качество работы предприятий, чтобы они могли успешно конкурировать не только внутри страны, но и за рубежом, - отметил заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков.
К слову, такие проекты в регионе уже появились. Так, в городе Черняховске запустили пилотный проект по созданию зарядного хаба для электромобилей. Он будет состоять из 15 станций, которые полностью разработали и создали в Калининградской области. Стоимость каждой из них - всего сто тысяч рублей, что как минимум в три раза дешевле известных зарубежных аналогов.
Именно такие зарядки для автомобилей ставят на городских парковках и во дворах жилых домов. Проблема в том, что они не подпадают под действие федеральной программы субсидирования, которая рассчитана лишь на быстрые зарядные станции. Авторы проекта попросили Минэнерго изменить эти условия. К предложению обещали прислушаться. Разработка оказалась настолько удачной, что на нее обратили внимание в других российских регионах.