14.01.2024 21:34
В мире

Как это было: Корреспондент "РГ" в 2006 году "инспектировал" президентские выборы в Йемене

Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (9248)
Шел 2006 год. Власти Йемена пригласили крошечную группу российских журналистов, среди которых был корреспондент "Российской газеты", "проинспектировать" проходящие в стране президентские выборы. Долгий перелет в йеменскую столицу - Сану и буквально из аэропорта нас привезли к избирательному штабу главы государства. Навстречу - колоритный гладко выбритый мужчина в шароварах. За поясом кривой кинжал джамбия, в руках Калашников. Представился. Объяснил, что будет сопровождать нас в поездке по стране. Согласно программе, нам предстояло побывать на митинге с участием действующего главы государства Али Абдаллы Салеха и лично убедиться, что избирательная кампания ведется по-честному. Первое впечатление от Йемена - огромное количество целлофановых разноцветных пакетиков вдоль дорог. Кажется, они на бесконечные километры покрывают каменистую пустыню, превращают обочины магистралей в шуршащий на ветру ковер. Наша улыбчивая охрана (а это шесть здоровенных мужиков с автоматами) любезно объяснила - пакеты из-под ката. Это растение в Йемене заменяет "энергетик". Говорят, дети начинают жевать кат с младенческого возраста - матери его используют вместо соски. Кат засовывают за щеку. Смотришь на йеменца и думаешь, что у него флюс. Но нет, это он перебирает во рту огромный комок ката, гоняет его с одной щеки до другой.
Читать на сайте RG.RU

Предвыборный митинг в Йемене напоминает деревенский сход. Со всех окрестных населенных пунктов и бедуинских стоянок на огромный пустырь стекается празднично одетый народ. Многие с детьми. В провинции мало развлечений и митинг отличный способ себя показать, других посмотреть и новостями обменяться. Постепенно народу становится все больше и больше, стоящие в первых рядах оцепления перед сценой солдатики с трудом сдерживают разгоряченный от длительного ожидания и предвкушения необычного народ. Салех прилетает на вертолете. Выступает яростно, эмоционально. Говорит о внешней политике, о врагах, с которыми Йемену предстоит бороться. Толпа воет в экстазе и напирает вперед. Стоящая перед трибуной личная охрана главы государства жестко толкает в спины размещенных впереди обыкновенных военнослужащих, чтобы те не поддавались натиску желающих прикоснуться к президенту.

Дорога до расположенного на юге Йемена города Адена проходит через горы. Шоссе узкое, петляет по ущельям, кружится в перевалах. Наши сопровождающие настороженно вглядывались в вершины. Объяснили - сейчас здесь спокойно, но командуют в этих горах полевые командиры. Каждый местный вождь давно обзавелся собственной армией, некоторые усилили ее парой старых танков, которые неведомым способом затащили на самые вершины. И оттуда временами постреливают по менее удачливым соседям. Но мы проскочили перевалы без приключений. В этих горах можно спрятать от посторонних глаз что угодно - пещеры и туннели позволяют это сделать.

Бывшая столица южного Йемена - портовый Аден запомнился... эскалатором. Самым обычным, коротеньким, какой бывает в любом российском торговом центре. Но это был единственный на всю страну эскалатор. И ничего удивительного, что наш сопровождающий раз пять на нем проехал. Вверх и вниз. На его лице играла счастливая улыбка, когда еще получишь такое удовольствие от благ цивилизации.

С 2006 года Йемен пережил множество войн. Государство фактически распалось. Но после поездки в Йемен я хорошо понимаю, что эти политические потрясения не в состоянии изменить воинственный и гордый дух йеменского народа. Йеменцы, которые дарят кинжал джамбия и автомат Калашникова своим детям, когда тем исполняется десять лет, а то и раньше, привыкли всю жизнь воевать. Они никогда не уступят внешнему давлению. Не тот характер.

МИД Ирана: Удары США и Британии по хуситам в Йемене усилят нестабильность в регионе
Йемен