15.01.2024 06:56
Общество

Как решить проблему нехватки кадров с помощью корпоративной культуры

Текст:  Андрей Заусаев (организатор партнерства бизнес-консультантов, автор книг по менеджменту (Хабаровск))
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №4 (9246)
Общая экономическая ситуация по итогам 2023 года на Дальнем Востоке сложилась достаточно позитивная. Многие предприниматели отмечают увеличение доходов и объемов оказанных услуг. Однако прогнозы на 2024 год для бизнеса не такие радужные. И связано это в первую очередь с нехваткой сотрудников.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня мы наблюдаем даже не недостаток рабочий силы, а практически полное ее отсутствие. Если раньше специалисты были, но не дотягивал уровень компетенций, то сегодня не хватает именно людей. И речь здесь идет о совершенно разных профессиях: менеджеры отделов продаж, бульдозеристы, экскаваторщики, разнорабочие, строители... Список можно продолжать.

С чем это связано? Во-первых, мы входим в "демографическую яму". О ее появлении нас предупреждали уже давно. На работу выходит молодежь, родившаяся в конце 1990-х - начале 2000-х, когда был спад рождаемости. Это общефедеральная проблема, и ДФО здесь не выделяется на общем фоне. О тенденции говорят на всех крупных отраслевых мероприятиях. По прогнозам экспертов, ситуация продлится ближайшие семь-десять лет.

Второе - отток населения, Дальний Восток всегда этим "грешил". Третий момент - специальная военная операция. Мужчин, которые защищают нашу Родину, тоже кем-то надо заменять на рабочих местах. И, наконец, четвертое - отток мигрантов из стран СНГ, которые были задействованы здесь. Многие из них возвращаются домой на фоне ослабления курса рубля.

Дефицит кадров - не единственная проблема, которую стоит отметить. Весной и летом 2023 года произошла индексация заработных плат. И работодатели, которые первыми смекнули, что кадры становятся основным топливом для бизнеса, начали взвинчивать зарплату, чтобы переманить людей к себе. Такой искусственный рост доходов вполне объясним на фоне конкуренции за сотрудников. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что идет только во вред.

Компании хотят обязать оплачивать транспорт сотрудникам при ночной работе

Хорошо, ты установил зарплату выше среднерыночной на 20 процентов, твоя маржинальность позволяет это окупить. А завтра кто-то поставил выше уже на 40 процентов, потому что он еще более эффективен. Допустим, у бизнеса есть такие ресурсы на развитие. То есть он начнет искать кадры на большую заработную плату. Но что будут говорить действующие сотрудники, когда узнают о том, что новым на аналогичной позиции предложили финансовые условия лучше? Естественно, рост зарплат для соискателей неизбежно ведет в целом к увеличению фонда оплаты труда внутри компании. А это в свою очередь - к росту налоговых отчислений...

Констатируя эти тенденции, я не хотел бы давать каких-либо оценок - хорошо это или плохо. Просто есть факт, и никуда от него не уйдешь. Бизнес оказался в таких условиях, и ему приходится в них работать, искать выходы. И здесь важно понимать, что побеждают быстрые и гибкие команды. То есть сегодня полезно задаться вопросом: раз ситуация с кадрами действительно критическая, насколько вы как работодатель привлекательны?

Работодатели, которые первыми смекнули, что кадры становятся основным топливом для бизнеса, начали резко взвинчивать зарплату

Есть такое понятие как HR-бренд. Он становится крайне актуальным для бизнеса как способ расти и развиваться на фоне того, что людей не хватает, а предлагать повышенную заработную плату могут далеко не все. Речь идет о корпоративной культуре. Это некая смысловая часть, которая, как правило, формируется внутри компании. Свод писаных и неписаных правил: зачем мы делаем то, что делаем; как мы это делаем; как взаимодействуем внутри коллектива и с внешним миром; что можно, а что нельзя? По сути, корпоративная культура - это душа компании. И бизнесу пора подумать о ней!

Корпоративная культура - то, что можно предложить сотруднику, особенно молодому и, возможно, менее опытному. Комфортные условия работы, дружеские отношения внутри коллектива, уважительное отношение со стороны руководства, некая смысловая часть вообще: в чем миссия бизнеса, каково его отношение к обществу? Все это становится важным, потому что люди идут прежде всего туда, где им комфортно. Это то, что можно и нужно сегодня рассматривать в одном ряду с заработной платой. За идею трудиться не будут. Однако даже при зарплате меньше на 10-15 процентов соискатель может прийти в компанию, если там ему лучше. На самом деле это часто происходит. Ну хотя бы потому, что, как правило, переплачивают "соковыжималки" - фирмы, в которых работать крайне трудно из-за жестких требований.

Рост зарплат для соискателей неизбежно ведет в целом к увеличению фонда оплаты труда внутри компании

В итоге мы подходим к тому, что региональный бизнес должен быть более человечным. Да, крупные компании могут себе позволить быстро вводить новых работников, обучать их, автоматизировать процессы и вкладываться в инфраструктуру. А малый бизнес - всегда про человека. Гибкие и эмпатичные сотрудники могут стать ключевым активом компании, основным компонентом развития бизнеса.

В заключение могу сказать, что осознание руководителем ситуации с кадрами и подготовка бизнеса к новым вводным, когда вчера нужны были компетенции, а сегодня рабочие руки в принципе, начнет играть ключевую роль в развитии предпринимательства в ближайшие годы, пока ситуация с дефицитом кадров будет сохраняться. Особенно это касается регионального бизнеса.

Образ жизни Хабаровск