Ваша героиня - инфантильная, унижающаяся женщина. Вы понимаете ее?
Эмилия Спивак: Вы такой ее увидели, я вижу Хестер по-другому, понимаю ее. Она сильная и слабая одновременно - как любой человек.
Решила покончить жизнь самоубийством, а Фредди весело проводит время.
Эмилия Спивак: Вряд ли автор имел в виду самоубийство как физический уход из жизни. Мы же находимся в театре, а театр - это язык образов. Пьеса о том, как человек разрушает себя. Даже не заметив, Хестер ступила на тропу саморазрушения: когда ты не можешь остановиться и летишь вниз с горы. Про это история, на мой взгляд. Ужасно, когда человек теряет достоинство, впадает в зависимость и от этого саморазрушается. Для многих людей зависимость - огромная проблема. Наверное, она возникает, когда у человека внутренняя пустота, нет Бога внутри, и он начинает заполнять эту пустоту разрушающими веществами (алкоголь, наркотики) или страстью к неподходящему человеку. Пока не дойдет до самого дна, и тогда либо оттолкнется и начнет подниматься вверх, либо погибнет. Гораздо лучше выбрать созидательный путь в жизни.
Моей героине жизненно важно быть любимой. Фредди по-своему любит Хестер, но привык жить сегодняшним днем, без обязательств, а не находиться в каких-то рамках, границах. Он так понимает свободу. Фредди не готов взять на себя ответственность, быть мужем. Семейная жизнь - это же определенные ограничения, от чего-то надо отказаться.
А как вы понимаете свободу?
Эмилия Спивак: Для меня свобода человека - в свободе выбора. Когда ты от чего-то отказываешься и поднимаешься выше. Думаю, конфликт между нашими героями именно в этом. У таких пар никогда ничего не получается. К сожалению.
Что говорил режиссер Спивак на репетициях?
Эмилия Спивак: Семен Яковлевич относится к этой героине с любовью, пониманием.
Ваша героиня говорит: "Я получила хороший урок". А что будет дальше? Финал открыт.
Эмилия Спивак: Не знаю. Может, она встретит кого-то и что-то у нее получится. В финале пьесы Хестер говорит о том, что хочет вернуться к живописи. Я думаю, что в этих разрушающих отношениях были потеряны вдохновение и ее способность созидать.
А к любящему мужу не вернется? Он обожает ее, на руках носит, с ним она жила в покое, достатке…
Эмилия Спивак: Да, у нее был надежный тыл. Но думаю, что в тех отношениях тоже не так все безоблачно было. Муж - человек суховатый, нацеленный на работу. Вспомним пословицу: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Уильям понял, что семья - это важно, только когда потерял жену.
Как сказал Андрей Кузнецов, играющий Уильяма: "Увы, есть ошибка, которую совершил мой герой - всего себя отдав работе, карьере, достижению нужного места под солнцем. Не понимая, что тот нежный и очень хрупкий цветок, я имею в виду отношения мужчины и женщины, требует внимания, ухода за ним, любви. Без этого цветочек может погибнуть".
На мой взгляд, Хестер не вернется к мужу. Мне кажется, она из тех женщин - к сожалению - которые воспринимают любовь как страсть, для нее важно, чтобы горело, полыхало. К мужу нет таких горячих чувств. Есть благодарность, уважение, но огня нет.
Такие прекрасные роли у вас в театре: Дездемона в "Отелло", "Последнее китайское предупреждение", "Синие розы", "Поздняя любовь", "Наш городок", "Нас обвенчает прилив…", все спектакли идут годами, любимы зрителями. А по душе вам Мышь в "Звериных историях" Дона Нигро?
Эмилия Спивак: Этот спектакль вызывает у меня наибольшее волнение, так как это монолог, такой небольшой моноспектакль. История завершенная, но короткая, а я лучше чувствую себя в больших историях. Если сравнивать со спортом, то я скорее бегун на длинные дистанции, чем на короткие. Вообще забег на короткие творческие дистанции - это особое мастерство. Ярко сыграть эпизод или маленькую роль, может быть, даже сложнее, чем большую.
В принципе, темы моих героинь в "Звериных историях" и "Глубоком синем море" чем-то похожи. Как победить соблазн, эту пагубную страсть к сыру, о котором все время говорит Мышь, который ее манит - это тоже некий образ. Но в итоге она попадает в мышеловку, погибает.
- Ваш первый выход на сцену?
- Мы, студенты, участвовали в массовке, танцевали в спектакле "Поживем - увидим!" нашего педагога Владислава Борисовича Пази в Театре имени Ленсовета.
- Разве вы не выходили еще ребенком на сцену в спектаклях Семена Яковлевича?
- Нет.
- А в кино что было первым?
- Нас, четырех девочек с курса, позвали на какой-то эпизод, даже не помню, какой это был фильм. А первая роль - Женя, практикантка прокуратуры в сериале "Тайны следствия", первый сезон. Был 2001 год, я училась на втором курсе.
- Вы когда-нибудь играли Снегурочку?
- Никогда.
- А хотели?
- Ни за что. Я снимаю шляпу перед артистами, работающими Дедами Морозами и Снегурочками, с большим уважением к ним отношусь. А также к играющим в детских спектаклях. Обычному зрителю не понять, как это сложно - удержать внимание ребенка, создать для него чудо, чтобы он поверил тебе, не бегал по залу, не ерзал в кресле, не рвался в буфет…
- Если вы приходите в другой театр, вы благодарный зритель или…?
- Средний такой зритель. Я стала мало ходить в театры, когда пришла пандемия. А в записи смотреть спектакли не могу - на мой взгляд, теряются особая атмосфера, энергия и чудо театра.
Не скажу, что я разбираю чужие спектакли по косточкам: в этой сцене надо было бы так сыграть, а здесь - так. Но, конечно, трудно абстрагироваться от своей профессии. Большая радость, когда спектакль завораживает по-настоящему и ты забываешь обо всем.
- Например?
- Помню, как меня потряс Евгений Миронов, его Бумбараш в спектакле "Табакерки" "Страсти по Бумбарашу". Данила Козловский, сыгравший Гамлета в театре Додина. Сложный шекспировский текст у него получился настолько живым, человечным - прямо высший пилотаж. В Театре имени Комиссаржевской шел спектакль Александра Морфова "Сон в летнюю ночь". Там совершенно потрясающая группа артистов во главе с Сергеем Бызгу. Это было невероятно смешно, высокий театральный юмор.
- В этом году исполнится 20 лет, как вы вошли в труппу Молодежного театра на Фонтанке. Он стал вашим родным театром-домом?
- Я никогда не воспринимала театр как дом, для меня это все-таки место работы, служения. Но, конечно, театр стал мне родным.
- В каких фильмах вы снялись недавно?
- "Агата и сыск. Выгодный риск", "Отмороженные", "Мерзлая земля", "Алекс Лютый. Дело сирот".