Нет, оценки, которые стоят в аттестате, конечно, важны. Но стоит ли требовать от ребёнка высокой успеваемости, если оценка, к примеру, по географии никак не скажется на его жизни? Разбираемся с экспертом онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ксенией Ващенко.
В погоне за "пятеркой"
Здорово, если хорошие оценки соответствуют реальному уровню знаний и даются ребёнку без сверхусилий. Однако нередко за пятёрками стоят бессонные ночи, нервные срывы не только самого ребенка, но и родителей.
- Привычка зубрить на "пятёрку" может сыграть с учеником злую шутку - говорит Ксения. - Ребята, которые "берут" усердием и знают учебники наизусть, во время учёбы без проблем отвечают на вопросы программы. Но при этом они легко могут получить нервный срыв из-за бессонных ночей или неточной формулировки вопроса на экзамене.
По данным международных исследований, 86 процентов учеников испытывают беспокойство из-за учёбы. Потому что мама и папа судят ребёнка по отметкам, и заветные баллы приобретают в глазах школьника судьбоносное значение: получил двойку - плохой, пятёрку - хороший.
Почему не надо ругать за "двойки" и "тройки"
"Вспомните, какими бывают дети в полгода: интересно всё на свете, каждую букашку или камушек нужно чуть ли не попробовать на вкус. Жажда нового заложена в детях от природы. Когда ребёнок делает первые шаги, мама и папа хлопают в ладоши и подбадривают, сколько бы раз ему ни приходилось падать и подниматься, - отмечает эксперт. - Школа же смещает фокус с процесса познания на результат, и усилия, которые ребёнок прикладывает для освоения дисциплин, зачастую теряют ценность".
Вот простой пример. Например, школьник может допустить в начале года в диктанте 24 ошибки, а к середине года написать текст, где ошибок будет в два раза меньше. Динамика и огромная работа над собой налицо, но в дневнике в любом случае появится "двойка". И если родители снова будут ругать школьника за "неуд", то это может свести все старания на нет.
Советы родителям
Расскажем, как реагировать на плохие и хорошие оценки ребёнка, и почему это важно для его будущего.
Разберитесь с причинами
"Двойки" и "тройки" могут быть связаны с тем, что у ребёнка другие склонности, и ему попросту не интересен предмет. Но бывают причины и посерьёзнее. Например, конфликт с учителем, буллинг со стороны одноклассников или элементарная усталость из-за нехватки витаминов. Все эти факторы важно исключить.
Спросите мнение ребёнка
Если школьник принёс плохую оценку, не ругайте, а лучше спросите, что он сам думает об этом, планирует ли её исправлять и почему. Это поможет ребёнку сформировать собственное отношение к результату и сохранить чувство защищённости: "мама и папа в любом случае меня любят".
Будьте менеджерами, а не судьями
Учёба - это зона ответственности ребёнка. И ему стоит это понимать. Маме и папе важно быть вовлечёнными, давать ребёнку понять, что им не всё равно. Но не стоит включать тотальный контроль: нужно просто предлагать свою помощь, организовать занятия с репетиторами или курсы, если в них будет потребность.
Учитывайте интересы ребёнка
Если школьник сам переживает из-за плохих оценок, помощь родителей будет очень кстати. А если он пишет блестящие сочинения по литературе, но не интересуется физикой, стоит ли давить? Дополнительные занятия точными науками могут отвлекать от того, к чему у ребёнка есть склонности, и помешать выбрать направление в будущем.
Подавайте пример
Суть проста: "Не воспитывайте детей - всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Если родители добиваются успехов в работе, занимаются саморазвитием и идут к своим целям, такой образ жизни будет для ребёнка примером. Истории о гениях, воспитанных бездельниками, - скорее редкие исключения из правил.
Будьте в контакте с ребёнком
Когда родителей всё время нет рядом или они интересуются жизнью ребёнка только в случае возникновения проблем, школьник может провоцировать сильные эмоции - приносить двойки и тройки, плохо себя вести и попадать в переделки.
Поэтому важно говорить с ребёнком по душам, заниматься чем-то всей семьёй. Тогда школьнику будет не страшно делиться переживаниями и, например, рассказывать о конфликтах с учителями.