29.01.2024 18:12
Экономика

Спрос на доставку готовой еды и продуктов снова вырос

Текст:  Татьяна Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (9261)
По итогам 2023 года объемы продаж продуктов питания и готовой еды с доставкой увеличились на 16%, сообщили "РГ" участники рынка. По их данным, спрос на доставку продуктов стабильно растет, при этом рынок меняется качественно, это уже не событийная услуга, а повседневный инструмент экономии времени.
От больших запланированных покупок потребители переходят на маленькие, практически ежедневные траты, и очень важной становится быстрая и удобная доставка. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Динамичный рост категории в интернете спровоцировали ограничения из-за пандемии, отмечают в АКИТ. Но и после их снятия россияне не стали отказываться от привычки заказывать продукты на дом. Так, объем продаж продуктов питания в интернете в 2021 году составил 481 млрд руб., рост по сравнению с предыдущим годом 53%, в 2022 году - 659 млрд руб. и +37%, а в 2023-м - 762 млрд рублей и рост на 16%. В онлайн-торговле категория "продукты питания" традиционно входит в топ-5 самых популярных товаров, а в общероссийском рейтинге она на 4-й строчке уже несколько лет, уступая по объемам продаж только цифровой и бытовой технике, мебели и товарам для дома, а также одежде и обуви. В общем объеме интернет-торговли на ее долю приходится 12% всех покупок.

По данным АКИТ, в продуктовой рознице в целом доля онлайн-продаж составляет всего 3,3%, все остальное - классическая торговля. Это потому, что сам онлайн-канал в этой категории начал развиваться не так давно и у нее есть потенциал.

Доставка готовой еды и продуктов перестала быть событийной услугой, а превратилась в инструмент экономии времени

Относительно небольшой рост прошлого года объясняется несколькими факторами: в 2021 году это продолжение "ковидной привычки" к заказам онлайн и активное развитие сервисов e-grocery, включая экспресс-доставку. В 2022 году - аномальный спрос на фоне панических потребительских настроений. В первом квартале 2022 года россияне заказали в интернете рекордное количество продуктов: в январе, феврале и марте +93%, +87%, +98% по отношению к этим месяцам 2021 года. В 2023-м спрос был стабильным.

При этом средний чек таких покупок в целом по России снизился почти на 4%: с 1110 рублей в начале года до 1076 рублей в конце. Такие показатели стоимости заказа при общем увеличении объемов продаж доказывают, что россияне стали заметно чаще заказывать продукты на дом.

Секреты манипуляции: как супермаркеты вынуждают нас тратить больше

Что касается доставки готовой еды, то, по оценкам АКИТ, большая часть таких заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, где рейтинг популярных товаров отличается от общероссийского и продукты питания находятся в нем на первом месте. Исторически так сложилось, что из двух основных сегментов доставки продуктов - закупка впрок и удовлетворение моментальной потребности - жители российских регионов чаще выбирают первый вариант, хотя и там сейчас растет спрос на готовую еду и появляется все больше предложений в этой нише.

В пресс-службе фудтех-сервисов "Яндекса" "РГ" также подтвердили, что в РФ стабильно увеличивается спрос на услуги по доставке еды. Например, только за последний год число заказов в "Яндекс Еде" и "Деливери" выросло на 40%. "Особенно сильное проникновение доставки мы видим в регионах, за последние 5 лет объем заказов из ресторанов в "Яндекс Еде" в регионах вырос в 16 раз. При этом растут не только заказы, но и количество людей, пользующихся доставкой. В 2023 году приток новых пользователей составил 42%, а ежемесячная аудитория "Яндекс Еды" достигла 15 миллионов", - отметили в компании.

/ Инфографика "РГ"/ Александр Чистов / Татьяна Шмелева

Доставка готовой еды и продуктов перестала быть событийной услугой, а превратилась в инструмент экономии времени. Традиционно в доставке готовых блюд самыми популярными остаются бургеры и пицца. Также востребованы и те классические категории блюд, которые заказывают, чтобы просто пообедать. Например, супы, среди них особенно популярны борщ и том-ям. Также активно растет спрос и на завтраки, число заказов в этой категории за последние два года выросло на 40%, чаще всего утром россияне заказывают выпечку, отмечают в пресс-службе фудтех-сервисов "Яндекса".

По мнению доцента кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Юлии Сягловой, одна из причин роста спроса на доставку продуктов и готовой еды - расширение круга покупателей за счет более возрастных категорий. Если изначально в диджитал были погружены молодые потребители, то теперь "цифрой" увлекаются и более старшие поколения - люди возраста 50+, 60+. Во время эпидемии коронавируса они были вынуждены покупать товары в интернете и теперь продолжают это делать, а ретейлеры адаптируют под эту платежеспособную категорию свой ассортимент и сервисы. Также играет свою роль развитие различных маркетплейсов и экосистем, которые предлагают своим клиентам множество сервисов. По прогнозам Сягловой, в 2024 году во всех каналах диджитал-продаж частота покупок продолжит расти, а средний чек - сокращаться. "От больших запланированных покупок потребители переходят на маленькие, практически ежедневные траты. Потребитель воспринимает цифровые каналы как магазины у дома, чего раньше не было. Это ведет к потребности изменить цепочки поставок: очень важной становится быстрая и удобная доставка. Если раньше счет шел на дни, то теперь это минуты. К структуре товаров, которые приобретаются через интернет, прибавился заказ продуктов категории фреш и ультрафреш", - пояснила она.

Товары и цены