В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы, бумаги. "Производство целлюлозы уже третий год подряд держится на одном уровне - выпущено порядка 8 млн тонн, объем выпуска бумаги и картона также сохранился на уровне прошлого года - больше 9 млн тонн. За 11 месяцев прошлого года в России рост показала бумажная и санитарно-гигиеническая продукция", - рассказали в ведомстве.
Таким образом, отметили в Рослесинфорге, ажиотаж вокруг дефицита бумаги не подтвердился, а уход западных компаний никак не повлиял на рынок. "Российские производители не просто стойко перенесли турбулентность, но и достаточно оперативно перестроили производство и даже нарастили выпуск", - отметили в Рослесинфорге.
Глава ассоциации "Бумпром" Юрий Лахтиков также подтверждает, что российские предприятия целлюлозно-бумажной промышленности среди всех подотраслей лесного комплекса показали самую высокую устойчивость к внешним вызовам. Но при этом с внутреннего рынка исчез ряд продуктов - отдельных санитарно-гигиенических товаров премиум-сегмента, сократился объем производства и потребления газетной бумаги, отдельных видов упаковки для жидких пищевых продуктов, бумажно-беловых товаров, добавил он.
"Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сохранились основные внешние рынки - Китая, Индии и других стран АТР, Ближнего Востока, на которые традиционно приходился основной объем экспорта. При этом география поставок несколько расширилась за счет ряда стран Африки и Латинской Америки", - отметил Лахтиков.
Директор практики ЛПК Strategy Partners Валентин Гаврилов рассказал "РГ", что взаимные ограничения с ЕС не только закрыли для российских компаний европейский рынок, но и существенно ограничили возможности европейских поставщиков бумаги и картона на российском рынке.
"Соответственно, российские производители занимаются освоением ниш, освобожденных западными поставщиками", - рассказывает Гаврилов.
Также ряд российских компаний смогли достаточно успешно перенаправить экспортные потоки на китайский рынок, отметил Гаврилов. "По ряду позиций российские компании столкнулись с существенным снижением маржинальности продаж, т.к. цены на них достигли ковидных минимумов. В случае их сохранения на низких уровнях еще 6-9 месяцев мы, вероятно, увидим сокращение объемов производства целлюлозно-бумажной продукции в России", - добавил он.